Санкт-Петербург – Царское Село.
Следите за нами:
Читать словарь
"...ПОНЯТИЕ СЛОВА ДВОЯКО:
ЕСТЬ СЛОВО, ПРОИЗНОСИМОЕ ГОЛОСОМ,
НО ПО ПРОИЗНОШЕНИИ ИСЧЕЗАЕТ В ВОЗДУХЕ;
И ЕСТЬ СЛОВО ВНУТРЕННЕЕ,
ЗАКЛЮЧЕННОЕ В СЕРДЦАХ НАШИХ…»

СВ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
65132402
Главная/Журнал/ЧАСТЬ 2. ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогика служителей «не буквы, но духа».

Единая для всех россиян дата начала учебного года, 1 сентября, с 1984 года стало официальным праздником «День знаний».  В допетровской Руси в этот день встречали Новый год, точнее начало Нового лета. Старое лето прошло, теперь надо сохранить выращенный и собранный урожай, чтобы пережить суровую зиму и дожить до следующего Лета господня благоприятного. Перед каждым педагогом-детоводителем в этот праздничный день вновь открываются два пути: 1) вести занятия по предписанным и утвержденным программам дошкольного, начального и общего и высшего образования; 2) вести предписанные программами занятия по духу: как Бог на душу положит.

На первом пути исполнение программных предписаний и требований является конечной целью и критерием успеха. На втором – средством достижения цели любого (родительского, пастырского и педагогического) детоводительства: вдохновлять (по духу!)  каждого из учащихся на подвиги и радостные достижения ради спасения души и вечного блаженства во Христе.

«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (От Матфея, 18: 10-14).

Педагоги, вновь избирающие в каждый День знаний первый путь культового служения Букве образовательных программ, скажут: «пусть спасением заблуждающихся детских душ некоторых из наших учащихся занимаются их родители, инспекторы по делам несовершеннолетних и церковные пастыри-священнослужители их конфессий. Наше дело – выполнять свою учебную нагрузку в классах-комплектах в соответствии с утвержденными программами и учебными планами». Если так говорят крещеные, то есть православные верующие педагоги, то именно им отвечает в своем послании святой апостол Павел:  

«Вы – наше письмо, написанное (ἐγγεγραμμένη /энграммине/) в сердцах наших, узнаваемое и читаемое (γινωσκομένη καὶ ἀναγινωσκομένη /гинскомине кэ анагиноскомине/ - от гнозис «познание») всеми человеками; вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение, наше написанное (ἐγγεγραμμένη /энграммине/) не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что́ от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы (οὐ γράμματος /у грамматос/в славянском переводе «не пи́смени»), но духа, потому что буква (γράμμα /грамма/) убивает, а дух животворит (ζῳοποιεῖ /зоопоэйи/). Если же служение смертоносным буквам (γράμμασιν /граммасин/), начертанное на камнях (ἐντετυπωμένη λίθοις /интетипомине/ «напечатанное (как в типографии)»), было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, – о не гораздо ли более должно быть славно служение духа?» (Второе послание апостола Павла Коринфянам, 3:2-8).

Педагогическое служение Букве-грамме названо мною культовым, потому что оно лежит в основе современной культуры как компьютерного машинного, так нейролингвистического человеческого программирования. Апостол Павел говорит в своем послании о результате программирования: энграмме – внутренней «гравировке» или «гравюре», вырезанной на скрижалях сердца – в самой глубине и сердцевине человеческого «Я». Энграмма – не просто буквенная гравировка имени. Это именно гравюра – образ и образец именованного лика, личности человека. Энграммы, в отличие от внешних прописанных материальными буквами программ, находятся внутри нас. Они записываются силой духа в памяти – во внутреннем мире: «Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны (ἐγγέγραπται /энгиграптэ/) на небесах» (От Луки, 10:20).

Достижение цели исполнения программы – это энграмма, для прочной памятной записи которой в памяти учащегося требуется вдохновение. Почему же апостол Павел в своем втором послании к православным педагогам из Коринфа называет буквы-граммы, средства написания и исполнения программ, смертоносными и говорит, что они убивают, хотя и приносят лицам «преходящую славу»? – Ученые давно заметили одну закономерность: как только информация оказывается записанной (энгиграптэ) на каких- либо материальных носителях, память «расслабляется» и перестает живо бороться за ее сохранение и осмысление. То, что написано буквами (граммами), перестает жить в памяти – быстро забывается, буквально уходит за пределы бытия. Собиратели текстов устного народного творчества в 20 веке с удивлением многократно сталкивались с необычайно мощной памятью деревенских безграмотных старушек-сказительниц.

В разных деревнях разные сказительницы с почти дословной точностью повторяли огромные тексты древних былин и сказаний. Теперь этого уже нет: старушки 21 века стали грамотными и больше не упражняют свою память воспроизведением больших объемов устных текстов. Заучивание текстов наизусть также уходит и из практики школьного образования. Грамота и письменная речь действительно убивает энграммы – отправляет за пределы бытия живущие в памяти и работающие в мышлении живые словообразы. Из памяти человека-пользователя эти словообразы переходят в виде записей память материального носителя информации.

Вот почему православный педагог должен вдохновлять своих учащихся на животворящую работу души: творческое мысленное оживление книжных и иных грамматических словообразов, читаемых по буквам (и иным графическим символам) письменных текстов. Если педагог не вдохновит учащихся энергией, в буквальном переводе, «внутренней работой» своего вероисповедания и любви к истине, слова его речи, учебника, и даже читаемые слова классической художественной литературы, стихов и, страшно сказать, изучаемого на уроке Священного писания могут остаться мертвыми в восприятии и во внутреннем мире. Они не оживут без животворящего Духа истины, которым Слово Божие Иисус Христос вдохновляет педагога чтобы он вдохновлял учеников. Православная педагогика предполагает обязательное преображение проповедующего педагога и ожидаемое духовное преображение некоторых из его обращающихся к Богу учащихся: 

«Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Послание апостола Павла Галатам, 2:19-20).

«Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (От Матфея, 10:20).

«Ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам» (От Луки, 21:15).

Когда педагог отступает от православного вероисповедания, духовная энергия его речи перестает быть животворящей. Она теряет чистоту и окрашивается в цвета той духовности, которую он исповедует. Вдохновение бывает благотворным и заразительно болезнетворным для душ учащихся.  В отличие от других, православный педагог отвечает за слова своей проповеди на уроке, прежде всех, не перед другими людьми и самим собой, а перед Богом:

«Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то́, что́ входит в уста, оскверняет человека, но то́, что́ выходит из уст, оскверняет человека» (От Матфея, 15:8-11).

Пример подготовки педагога-«служителя не буквы, но духа» к уроку литературы в 10 классе.

Согласно стандартному календарно-тематическому планированию уроков по литературе в 10 классе на обязательное изучение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отводится примерно 10 уроков. Стандартная рабочая программа предусматривает умение «эмоционально воспринимать и выразительно читать литературное произведение, выражать личностное отношение к нему» (Федеральная рабочая программа среднего общего образования «Литература», базовый уровень. М.: РАО, 2022, с. 38). 

За более чем 40 лет преподавания предмета «Русская литература» как в школах и вузах Советского Союза и России, так и за рубежом, мне довелось поприсутствовать на уроках и лекциях о романе «Преступление и наказание» в аудиториях не только русских учащихся, но и финнов, датчан, немцев, австрийцев, американцев, англичан, французов, швейцарцев. Все занятия, посвященные этому роману, объединяет одно: в учебных аудиториях его воспринимали эмоционально, читали выразительно и обсуждали, выражая личное отношение как к Раскольникову, так и к его преступлению. Везде получалось эмоциональное и личное служение преподавателей и учащихся не духу, а букве, хотя выбор у них был.

Уникальность романа Достоевского заключается в том, что вся его симфония подчинена главной теме, лейтмотиву одухотворенного чтения Евангелия устами униженной и оскорбленной 16-летней Сони Мармеладовой. Дрожащий и прерывающийся голос читающей Евангелие о Лазаре Сони звучит мощнее всей полифонии романа, заглушая умные суждения многочисленных законников-юристов и книжников, образцы которых обильно населяют этот роман. Тем не менее, «буквенные» голоса грамотных законников и судей на уроках в разных аудиториях и странах звучали громче, чем животворящий глас духоносного евангельского чтения.  «Преступление и наказание» без преувеличений можно назвать одним из культовых произведений мировой литературы. Оно оказывает значительное влияние на умы и сердца современных людей. Этим и обусловлен выбор нашего примера. 

В качестве примера выразительного чтения и эмоционального восприятия текста «не по букве, но по духу» возьмем один из 8 предусмотренных типовой программой уроков с примерной темой «Символическое значение образа Сони Мармеладовой». Эта тема предложена Галиной Феофиловой в ее учебно-методическом пособии «Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков», М.: АСТ, 2016, с. 381.

Предваряя свой урок, Галина Феофилова пишет: «Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Согласно П.С. Соловьеву (здесь досадная ошибка! Автор явно имеет ввиду Владимира (В.С.) Соловьева ((1853—1900), автора «Софийного» цикла мистических стихов, философа и лидера русских символистов конца 19 века), среди населяющих мир живых существ есть единый центр Божественного замысла о мире. Этот центр есть Душа мира, София…» (Там же, «Планы-конспекты…», с. 381).

После такого предисловия в каждом из учащихся вольно или невольно проснется античный «софийотис», мудрец и книжник, рассуждающий о «Душе мира» хоть и поэтически-эмоционально, но не в духе Евангелия Христова, а по-литературоведчески, в духе Серебряного века. Соня у Достоевского – это не мистическая София, как у Соловьева! Ее детская вера полностью лишена взрослой рассудочности, мудрований, сомнений в достоверности и истинности Евангельского повествования о воскрешении Лазаря.

Оставим этот традиционный литературоведческий буквально-грамматический подход и перейдем к уроку православного служения Духу, который не убивает смысл романа мудрыми суждениями, а животворит. В начале урока предложим учащимся поочередно, вслух, с остановками, под руководством учителя прочесть большой отрывок из 4 главы 4 части романа. Объясним, что приступаем к чтению кульминационного эпизода романа: герой впервые в жизни становится на колени, отрекается от своей прошлой жизни и признается в содеянном преступлении. 

Порядок чтения определяет учитель:

«Читать будем по очереди по ролям. Девушки читают за Соню и за автора. Юноши – за Раскольникова и за автора. Все следят по тексту и готовятся начать читать в любой момент, как только я на вас укажу. Вначале все вместе найдем этот отрывок и молча быстро прочтем его про себя, чтобы подготовиться к выразительному чтению без ошибок. Умение грамотно и бегло читать вслух, вовремя и без пауз продолжая чтение предшественника, будет оцениваться оценкой в Журнале».

Такой порядок поможет учащимся сосредоточиться на тексте и не отвлекаться во время коллективного чтения и ожидания своей очереди читать вслух. От учителя потребуется немалая затрата вдохновляющей режиссерской и дирижерской энергии, без которой учащиеся не смогут сохранять сосредоточенность и внимательно соображать (сопоставлять мыслимые образы) на протяжении чтения всего отрывка. 

Учитель, убедившись, что все учащиеся нашли и верно определили начало отрывка с диалогом Раскольникова и Сони, приглашает первого учащегося начать чтение вслух. В чтение надо вовлечь как можно больше учащихся класса, быстро переходя от одного к другому, чтобы все были готовы продолжать читать в любой момент.

1-й учащийся (по указанию дирижерской палочки учителя): «На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал ее; теперь же взял и посмотрел. Это был Новый завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете».

2-й: «— Это откуда?»

3-й: «— крикнул он ей через комнату. Она стояла все на том же месте, в трех шагах от стола».

4-я: «— Мне принесли»,

5-й: «— ответила она, будто нехотя и не взглядывая на него».

6-й: «— Кто принес?»

7-я: «— Лизавета принесла, я просила».

8-й: «Лизавета! Странно!» — подумал он. Все у Сони становилось для него как-то страннее и чудеснее, с каждою минутой. Он перенес книгу к свече и стал перелистывать».

ПАУЗА 1. Вопросы ко всему классу: Что именно удивило Раскольникова и показалось ему «чудесным»? Почему он вдруг стал перелистывать Евангелие под свечой?

После кратких ответов на вопросы (1-2 минуты) чтение вслух продолжается:

1-й учащийся: «— Где тут про Лазаря?»

9-й: «— спросил он вдруг». (Здесь содержится ответ на вопрос учителя о том, что стал искать Раскольников в потертом Евангелии, подаренном Лизаветой. Он ищет ответ на свой вопрос: можно ли и ему, подобно Лазарю, воскреснуть после совершенного духовного самоубийства в виде ритуального предумышленного убийства старухи-процентщицы и непреднамеренного убийства свидетельницы Лизаветы?).

10-я: «Соня упорно глядела в землю и не отвечала. Она стояла немного боком к столу».

11-й: «— Про воскресение Лазаря где? Отыщи мне, Соня».

12-й: «Она искоса глянула на него».

4-я: «— Не там смотрите… в четвертом евангелии…»

3-й: «— сурово прошептала она, не подвигаясь к нему».

14-й: «— Найди и прочти мне»,

15-й: «— сказал он, сел, облокотился на стол, подпер рукой голову и угрюмо уставился в сторону, приготовившись слушать».

ПАУЗА 2. Вопрос: «Зачем Раскольникову надо было прочесть именно «про воскресение Лазаря?»

После двух-трех ответов учащихся учитель сам читает подсказку: слова Раскольникова из другого разговора с Соней, часть 5, глава IV:

 «—Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!.. А старушонку эту черт убил, а не я».  Раскольников хочет знать, может ли убитый горем собственного злодеяния человек вновь ожить подобно воскрешенному Христом Лазарю.

Перед дальнейшим чтением по ролям отрывка, в котором Соня читает Евангелие, учитель делает предварительное замечание. «Соня с раннего детства росла глубоко верующим и любящим Бога человеком. Раскольников называет ее юродивой, потому что ее вера по-детски чиста и проста. В ней нет никаких сомнений и надуманных противоречий. Такую веру исповедовали и апостолы, и Мария Магдалина, и святые мученики всех времен и народов. Достоевский так и пишет о чтении Сони: «…и как бы с болью переводя дух, Соня раздельно и с силою прочла, точно сама во всеуслышание исповедовала: Так, господи! Я верую, что ты Христос, сын божий, грядущий в мир».

Затем учитель задает классу еще один вопрос: «Чем отличается исповедальное чтение Сони, недоступное неверующему Раскольникову, от обычного ознакомительного чтения, доступного каждому грамотному человеку?».

Подсказка: «Испове́дник (греч. ὁμολογητής /омологитис/) чин святости, к которому в раннем христианстве причислялись те христиане, кто при жизни испытывал за свою веру гонения, включая физические страдания, но — в отличие от мучеников — оставался жив и умирал естественной смертью». В буквальном переводе с древнегреческого омологитис означает «тот человек, чьи слова-«повести» едины и совершенно согласны со Словом Божьим, Логосом Иисусом Христом»: омо- «едино» + -логитис «повествование».

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧТЕНИЯ ПО РОЛЯМ:

16-й: «Соня нерешительно ступила к столу, недоверчиво выслушав странное желание Раскольникова. Впрочем, взяла книгу».

17-я: «— Разве вы не читали?»

16-й «— спросила она, глянув на него через стол, исподлобья. Голос ее становился все суровее и суровее».

18-й: «— Давно… Когда учился. Читай!»

… (пропуск части диалога для экономии времени урока)

4-я: «Соня все колебалась. Сердце ее стучало. Не смела как-то она ему читать. Почти с мучением смотрел он на «несчастную помешанную».

19-я: «— Зачем вам? Ведь вы не веруете?..»

4-я: «— прошептала она тихо и как-то задыхаясь».

18-й: «— Читай! Я так хочу! — настаивал он, — читала же Лизавете!».

4-я: «Соня развернула книгу и отыскала место. Руки ее дрожали, голосу не хватало. Два раза начинала она, и все не выговаривалось первого слога».

10-я: «Был же болен некто Лазарь, из Вифании…»

4-я: «— произнесла она наконец, с усилием, но вдруг, с третьего слова, голос зазвенел и порвался, как слишком натянутая струна. Дух пересекло, и в груди стеснилось».

ПАУЗА 3. Учитель обращает внимание учащихся на состояние Сони: сначала «как- то задыхаясь», затем «голосу не хватало»; наконец, «вдруг, с третьего слова, голос зазвенел и порвался, как слишком натянутая струна. Дух пересекло, и в груди стеснилось». Как мы произносим, то есть проносим из сердца через «фильтры» рассудка читаемые слова? – На выдохе. Для того, чтобы «голос зазвенел», нужно вдохнуть, вдохновиться в прямом и переносном смысле. Если «дух пресекло», то сил для чтения нет – наступил момент духовной нищеты. Подумайте, имеет ли отношение к состоянию духа Сони Первая Заповедь Блаженства, преподанная нам Христом в Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (От Матфея, 5:2).

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧТЕНИЯ ВСЛУХ:

5-й: «Раскольников понимал отчасти, почему Соня не решалась ему читать, и чем более понимал это, тем как бы грубее и раздражительнее настаивал на чтении. Он слишком хорошо понимал, как тяжело было ей теперь выдавать и обличать все свое. Он понял, что чувства эти действительно как бы составляли настоящую и уже давнишнюю, может быть, тайну ее, может быть еще с самого отрочества, еще в семье, подле несчастного отца и сумасшедшей от горя мачехи, среди голодных детей, безобразных криков и попреков. Но в то же время он узнал теперь, и узнал наверно, что хоть и тосковала она и боялась чего-то ужасно, принимаясь теперь читать, но что вместе с тем ей мучительно самой хотелось прочесть, несмотря на всю тоску и на все опасения, и именно ему, чтоб он слышал, и непременно теперь — «что бы там ни вышло потом!» … Он прочел это в ее глазах, понял из ее восторженного волнения…».

ПАУЗА 4. Учитель: Состояние восторга, –  отторжения от земной жизни и вознесения в Царство Небесное, – неоднократно упоминается в Священном Писании. Например:

1) «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому» (Псалом Давида, 83:3).

2) «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (Апостола Павла второе послание Коринфянам, 12:2-5).

В состоянии восторга у человека может перехватить дух. Наступает духовная нищета, восполняемая вдохновением свыше:

«Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (От Луки, 1:41-42).

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧТЕНИЯ ВСЛУХ:

6-й: «Она пересилила себя, подавила горловую спазму, пресекшую в начале стиха ее голос, и продолжала чтение одиннадцатой главы Евангелия Иоаннова. Так дочла она до 19-го стиха:»

4-я: «И многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услыша, что идет Иисус, пошла навстречу ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: господи! если бы ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего ты попросишь у бога, даст тебе бог».

5-й: «Тут она остановилась опять, стыдливо предчувствуя, что дрогнет и порвется опять ее голос…».

4-я: «Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий верующий в меня не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит ему:

5-й: (и как бы с болью переводя дух, Соня раздельно и с силою прочла, точно сама во всеуслышание исповедовала:)

4-я: «Так, господи! Я верую, что ты Христос, сын божий, грядущий в мир».

6-й: «Она было остановилась, быстро подняла было на него глаза, но поскорей пересилила себя и стала читать далее. Раскольников сидел и слушал неподвижно, не оборачиваясь, облокотясь на стол и смотря в сторону. Дочли до 32-го стиха».

4-я: «Мария же, пришедши туда, где был Иисус, и увидев его, пала к ногам его; и сказала ему: господи! если бы ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею иудеев плачущих, сам восскорбел духом и возмутился. И сказал: где вы положили его? Говорят ему: господи! поди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда иудеи говорили: смотри, как он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли сей, отверзший очи слепому, сделать, чтоб и этот не умер?»

18-й: «Раскольников обернулся к ней и с волнением смотрел на нее: да, так и есть! Она уже вся дрожала в действительной, настоящей лихорадке. Он ожидал этого. Она приближалась к слову о величайшем и неслыханном чуде, и чувство великого торжества охватило ее. Голос ее стал звонок, как металл; торжество и радость звучали в нем и крепили его. Строчки мешались перед ней, потому что в глазах темнело, но она знала наизусть, что читала. При последнем стихе: «не мог ли сей, отверзший очи слепому…» — она, понизив голос, горячо и страстно передала сомнение, укор и хулу неверующих, слепых иудеев, которые сейчас, через минуту, как громом пораженные, падут, зарыдают и уверуют… «И он, он — тоже ослепленный и неверующий, — он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! сейчас же, теперь же», — мечталось ей, и она дрожала от радостного ожидания».

ПАУЗА 5. Учитель обращает внимание учащихся на «Чувство великого торжества», которое охватило Соню. Восторг и торжество – это однокоренные слова: приставочное образование и отглагольное существительное, восходящие к глаголу ТОРГАТЬ/ТОРГНУТЬ. «ТОРГАТЬ, торгнуть что, рвать, дергать, теребить, скубти; толкать, тормошить. Торгать лен, конопель. Восторгаться музыкой, восхищаться. Неприятель вторгся, ворвался…» (Словарь Даля).

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧТЕНИЯ ВСЛУХ:

4-я: «Иисус же, опять скорбя внутренно, проходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего Марфа говорит ему: господи! уже смердит; ибо четыре дни, как он во гробе».

1-й: «Она энергично ударила на слово: четыре».

4-я: «Иисус говорит ей: не сказал ли я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: отче, благодарю тебя, что ты услышал меня. Я и знал, что ты всегда услышишь меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что ты послал меня. Сказав сие, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший,»

16-й: «(громко и восторженно прочла она, дрожа и холодея, как бы в очию сама видела)»

4-я: «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами; и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его; пусть идет. Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в него».

1-й: «Далее она не читала и не могла читать, закрыла книжку и быстро встала со стула».

             ЗАКЛЮЧАЮЩИЕ УРОК ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ:

1) Как вы думаете, почему некоторые из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, все равно не уверовали в Него? 2) Почему Соня «далее … не могла читать?». 3) Помогло ли исповедальное чтение Сони Раскольникову обратиться к Богу?

В.С

Яндекс.Метрика
Оставьте заявку
и мы Вам перезвоним в удобное для Вас время
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена