Санкт-Петербург – Царское Село.
Следите за нами:
Читать словарь
"...ПОНЯТИЕ СЛОВА ДВОЯКО:
ЕСТЬ СЛОВО, ПРОИЗНОСИМОЕ ГОЛОСОМ,
НО ПО ПРОИЗНОШЕНИИ ИСЧЕЗАЕТ В ВОЗДУХЕ;
И ЕСТЬ СЛОВО ВНУТРЕННЕЕ,
ЗАКЛЮЧЕННОЕ В СЕРДЦАХ НАШИХ…»

СВ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
65132402
Главная/Журнал/ЧАСТЬ 1. ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современном мировоззрении педагогика определяется как «наука о воспитании и обучении человека прежде всего в детско-юношеском возрасте» (https://ru.wikipedia.org/wiki, Педагогика), а православие – как «исповедание истинной апостольской веры, запечатлённой в Священном Писании и Священном Предании, вероучение Православной церкви» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Православие). Соответственно, современный носитель русского языка может определить православную педагогику как «науку о воспитании и обучении человека на основе исповедания истинной апостольской веры, запечатлённой в Священном Писании и Священном Предании». Из такого определения следует, что 1) православный педагог должен быть исповедником наподобие апостола (в переводе «посланца»); 2) основой каждого урока по каждой учебной дисциплине должно должна стать истина, запечатленная в Священном Писании и Священном Предании Православной церкви.

Можно ли назвать современную российскую педагогику как науку православной, то есть исповеднической и основанной на ключевых святых словах Священного Писания и Священного Предания? Вряд ли, поскольку, во-первых, истины Священного Писания не временны, а вечны. Они не соответствуют духу времени. Во-вторых, педагоги как государственных, так и частных образовательных учреждений по должности обязаны исповедовать на своих уроках не апостольскую веру, а то, что предусмотрено изменчивыми нормативными актами государства: « Педагогические работники обязаны: 1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой; 2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; … 4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни» (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации", Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников). Проще говоря, православный педагог должен вести урок и себя на уроке по-Божески как христианин-исповедник, а современный профессиональный педагог – по-человечески, как современный профессиональный программист.

    Стоит ли в сложившихся в современном обществе условиях всерьез говорить о разработке и внедрении в учебный процесс Православной педагогики как науки? Может ли вечная и противящаяся нейролингвистическому программированию людей педагогика быть принята государством-заказчиком образования, педагогами-исполнителями госзаказа и, главное, зависимыми от государства и педагогов семьями учащихся современных образовательных учреждений? – Священное Писание утверждает, что стоит, и, более того, должно отдавать дань Православной педагогике: «Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (От Матфея,22: 18-21).  Из слов Иисуса следует, что крещеные православные госслужащие, педагоги и родители учащихся не должны лицемерить и лукаво забывать о своем вероисповедании на пороге ОУ. Программирование и исполнение образовательных программ на уроках может быть и «кесаревым», и Боговым. Исполнение государственных программ на уроках в ОУ не освобождает педагога-православного христианина от обязанности «отдавать Божие Богу»: со страхом Божьим преподавать свой предмет согласно утвержденным государством программам на основе вечных истин Священного Писания и Священного Предания.

Одновременно отдавать должное и государственным органам управления образования, и семьям учащихся, и Богу – задача, неисполнимая без Божьей помощи. Поэтому начинать педагогическое служение нужно с себя не как со взрослого детоводителя, а как с одного из детей Отца Небесного. В молитве «Отче наш» есть искреннее исповедание детства взрослого педагога перед Отцом Небесным. «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (От Марка, 10:15). В греческом оригинале «дитя» - это παιδίον /пайдион>пэдион/, по-русски «паинька» - «послушный ребенок». Речь в Евангельском наставлении Христа идет о том самом паиньке-ребенке, которого взрослый педагог куда-то ведет. Античные греки так называли своих рабов, которым доверяли отводить детей в школу. Мы же называем педагогами тех работников образования, которые ведут детей и во взрослую жизнь на службу кесарю, и в вечную жизнь к Богу Отцу Небесному.  Куда и как, я, взрослый педагог (агогос пайдоса: водитель ребенка), веду себя (своего внутреннего ребенка), готовясь к уроку: к Богу Отцу в Царство Небесное, или в обратном направлении, в болото, населенное нечистыми силами уныния, гордыни, тщеславия, сребролюбия и безразличия? Отвечать самому себе, точнее, своему внутреннему дитяти, православному педагогу приходится по-взрослому, как на исповеди…

Вспомнить о своем вечном детстве в Царстве Небесном – значит прислушаться к Воле Божьей. Православный педагог, готовясь к уроку, стремится стать паинькой не столько перед школьным начальством, сколько перед Богом Отцом во Христе.  Верю ли я, с молитвой приступая к подготовке будущего урока, что Отец наш услышит меня, откроет и поможет мне исполнять Его Волю, преподавать во Имя Его и обустраивать Его Царство на земле? «Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал» (От Матфея, 9:27-29).

 Добро, когда у педагога открываются глаза на истинный вечный смысл урока еще до его начала – во время вечерней подготовки очередного плана-конспекта. Эта творческая, иногда многочасовая работа сердца и ума никем, кроме Бога, не оплачивается и часто откладывается «на потом» в силу большой учебной нагрузки, усталости и занятости домашними заботами и еще множества уважительных причин. Все же, если этот кропотливый душевный труд Богообщения, предурочная работа над собой и своими возможными педагогическими ошибками, не исполняется, то и педагог никак не сможет стать православным в полном смысле этого слова.   

Земля, упоминаемая в молитве «Отче наш», – это не только государство-заказчик исполнения образовательных программ. Это еще и телесная почва сердца и ума как самого педагога, так и каждого из учащихся. Прежде, чем исповедовать – извлекать зерна истины из закромов своего сердца и ума, и проповедовать – сеять свои зерна в почву сердец и умов учащихся, надо подготовиться: вновь заповедать уму и сердцу то, что от начала заповедано Отцом Небесным. Служение православного педагога по определению является сначала заповеданным, потом исповедническим и, в конце концов, проповедническим. Везде, на всех этапах внутреннего и внешнего педагогического процесса основой является ведение: видение и своих огрехов, и внутреннего мира ведомых детей, и, главное, ведение Воли Божьей и православное видение содержания будущего урока.

Подати кесарю платить просто: достаточно перед уроком заглянуть в образовательную программу, учебный план и учебник, утвержденные государственными органами управления образованием. Сложнее отдавать Богу Богово. Здесь придется отыскивать переведенные с ученой западной латыни ключевые слова будущего урока в Священном Писании и Предании. Опять мы сталкиваемся с примером бесплатного невидимого этому миру труда православного педагога. Нет таких инструкций и нормативов, чтобы перед уроками в православную «Симфонию» и в Евангелие заглядывать. Только надо это делать, чтобы не согрешить словом и не ввести в заблуждение учащихся своими уроками! Тот педагог, который закрывает глаза и не обращает внимание на Заповеди Божьи, делается слепым и наощупь ведет себя в погибель: «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то́, что́ входит в уста, оскверняет человека, но то́, что́ выходит из уст, оскверняет человека. Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» От Матфея, 15:8-14).

Подготовка к уроку начинается с собственных открытий православного педагога. Надо бы самому себе ответить на вопросы, связанные с ведением: 1) Какие Заповеди Божьи скрыты в содержании (тексте) будущего урока? 2) Какие собственные огрехи, ошибочные мнения и поступки следует исповедать перед Богом, чтобы очистить свое сердце и настроить ум на исполнение Воли Божьей в течение будущего урока? 3)Каким должно быть содержание и построение учительской проповеди, обращенной к сердцам учащихся? 4) Какие высказывания из учительской проповеди, вероятно, вызовут отповедь в умах и в рассуждениях некоторых учащихся?

«И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (От Иоанна, 9:39-41).

Пример подготовки православного педагога к будущему уроку литературного чтения в начальной школе.

Рабочие программы начального общего образования предусматривают изучение сказок как выражения народной мудрости. К примеру, рабочая программа УМК «Школа России» предусматривает изучение русской народной сказки «Гуси – лебеди» во втором классе (1 час). Другие УМК предусматривают чтение этой сказки уже в 1 классе. Распространено ее чтение и в ДОУ.

Утвержденная государством Программа предусматривает «развитие у учащихся этических чувств – стыда, вины, совести – регуляторов морального поведения». Это одна сторона урока: «Кесарю кесарево». Другая сторона, «Богу Богово», предполагает, что педагог, готовясь к уроку в 1 или 2 классе, сам для себя соотнесет текст этой сказки с Божьими Заповедями; с исповеданием православной веры; со своей будущей краткой проповедью в ходе урока; с вероятными отповедями некоторых учащихся.

Итак, первый вопрос: Какие Заповеди Божьи нарушаются или исполняются героями народной сказки «Гуси-лебеди»?

«— Дочка, дочка! — говорила мать. — Мы пойдём на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора. Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась».

Речь здесь идет не только о нарушении пятой из десяти Заповедей «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле». Дочка и старшая сестрица, в моем личном представлении является аллегорией умной и совестливой души человека, которая должна быть верна Отцу Небесному и послушна Премудрости Божьей. Братец, которого надобно беречь от гусей-лебедей, для меня – своенравный и своевольный характер, нуждающийся в присмотре совестливой, умной и послушной Божьей воле души. Тут и вспоминается мне Евангельская Заповедь, преподанная в притче Христовой: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.  И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему.  Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придёт во вторую стражу, и в третью стражу придёт, и найдёт их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придёт вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Тогда сказал Ему Пётр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем? Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдёт поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот скажет в сердце своём: не скоро придёт господин мой, и начнёт бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, то придёт господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечёт его, и подвергнет его одной участи с неверными» (От Луки, 12 : 35-46).

Второй вопрос: Какие собственные огрехи, ошибочные мнения и поступки следует исповедать перед Богом, чтобы очистить сердце и настроить собственный ум на исполнение Воли Божьей перед обсуждением с детьми сказки «Гуси-лебеди»?

«Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках. Пришла девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету. Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, — братец не откликнулся! Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за тёмным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли её братца, бросилась их догонять. Бежала-бежала, стоит печка.

— Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?

— Съешь моего ржаного пирожка, скажу.

— О, у моего батюшки пшеничные не едятся!...».

Давно ли и со мной случалось такое, что, в поисках выхода из тяжелых жизненных обстоятельств потери себя, страха и слабости, моя душа гордо отвращалась от тех простых скромных благ и милостей, которые Бог посылал мне для помощи и утешения: печки с простым ржаным пирожком, лесной дикой яблони с кислыми яблоками; молочной речки с кисельными берегами? – Прости и помилуй, Господи, неразумного в своей гордыне раба Твоего!

Есть в чем исповедаться перед Богом не только моей умной сестрице-душе, но и ее безумному младшему своенравному и безумно бесстрашной братцу-характеру.

«Побежала — стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками».

Жилиная – значит «сухая». Баба-яга описана как мумия, страж на проходе между мирами живых и мертвых. Не так ли и я, грешный, вместо борьбы за свое спасение в настоящей вечной жизни во Христе, равнодушно сидел на лавочке и убивал время земной жизни игрой «золотыми яблочками»?

Вопрос третий: Каким должно быть содержание и построение краткой учительской проповеди, обращенной к сердцам учащихся после прочтения сказки «Гуси-лебеди»?  

«Однажды летом я ехал через дачный поселок на новенькой маленькой машине «Ока», которую государство подарило моему отцу, ветерану и инвалиду Великой отечественной войны. На обочине проселочной дороги собралась целая ватага детей. Они во что-то играли и не обращали на нашу машинку никакого внимания. На всякий случай, я сбросил скорость и постарался проехать как можно дальше от них. Вдруг самый маленький мальчик, который едва научился ходить, выскочил на саму середину дороги прямо под колеса нашей машины. Она была похожа на игрушечную, и он решил с ней поиграть. Ребенок упал прямо под колеса, но. Слава Богу, мы успели вовремя затормозить в нескольких сантиметрах от него. Я вышел из машины, поднял малыша, поставил его на ноги и спросил у старших ребят, которые в испуге застыли в сторонке: - Чей же это братец чуть сейчас не погиб? Одна из девочек, лет двенадцати, неохотно ответила, глядя в землю, - Мой! Что же ты не усмотрела за ним, не удержала, ведь малыш чуть не погиб, бросившись прямо под колеса? – Да мы тут играли…». Похожа эта девочка на сестрицу из сказки «Гуси-лебеди»? Старшие сестрицы, которым ушедшие родители поручили присматривать за младшими неразумными братцами, есть во многих сказках и русского народа, а других народов мира. Какую сказку о сестрице и братце вы все, наверняка, знаете и можете назвать, кроме «Гусей-лебедей»? – О сестрице Аленушке и братце Иванушке.  – В некоторых версиях этой сказки старшая сестра уже настолько взрослая, что ее берет в жены богатый купец. Выйдя замуж, она продолжает опекать и защищать братца, хоть он и стал козленочком. Даже когда злая ведьма заманивает сестрицу к озеру, надевает ей камень на шею и топит ее, Аленушка продолжает заботиться о своем братце-козленочке, силится, но не может спасти его:

— Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

        А из реки ему отвечают:

— Ах, братец мой Иванушка!

Тяжел камень на дно тянет,

Шелкова трава ноги спутала,

Желты пески на груди легли.

 Как и в сказке «Гуси-лебеди» добрые силы приходят на помощь сестрице и братцу, возвращают к новой жизни сначала Аленушку, а потом и ее младшего братца:

«Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Алёнушка ожила и стала краше, чем была. А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой».  

Сестрица-совесть и братец-норов по кличке «что хочу, то и ворочу» неразлучно живут в каждом из нас. Часто люди говорят в оправдание своих неразумных и опасных для жизни поступков: «Не сдержал себя; забылся; не помнил себя; потерял голову; вышел из себя». Когда человек приходит в себя после неразумного плохого поступка, ему становится стыдно за себя. Это сестрица-совесть укоряет непослушного братца за непослушание и беззаботную игру с «золотыми яблочками» бабы-Яги. Сестрица-совесть тоже смущается, начинает просить прощения у родителей и даже плачет: отвлеклась, упустила братца и оказалась нечиста. Тут и сказке конец, а тот, кто слушал, и чья сестрица-совесть не заигрывается в смартфон, а внимательно смотрит, чтобы братец-норов не оказался в плену у бабы-Яги, - молодец!». 

Приведенный пример педагогической проповеди избыточен. В действительных условиях укороченного урока в 1 классе уместна будет только кратко изложенная первая или только вторая часть (сопоставление двух сказок). Почему этот пример можно назвать проповедью? – Потому что слово воспитателя обращено не к умам, а непосредственно к сердцам и к совести учащихся. Если дети не будут ставить себя не место сестрицы и братца, испытывать чувства страха, сострадания и избавления от беды, проповедь не получится. Цель проповеди – пробудить совесть и укоренить сказочные живые образцы истины в сердце слушателей. Сейчас, когда экраны кинотеатров запятнаны диснеевскими антисказками о доброй бабе-Яге и о злых глупых русских богатырях, борьба за укоренение в сердцах детей древних православных архетипов представляет особую важность и большую трудность. Поэтому при подготовке к уроку надо ставить перед собой четвертый вопрос:

Какие высказывания из учительской проповеди, вероятно, вызовут отповедь в умах и в рассуждениях некоторых учащихся?

В современном первом и втором классе любой начальной школы почти наверняка есть учащиеся из семей «Иванушек, не помнящих родства»; неоязычников; атеистов и людей, глубоко чуждых православной культуре. Есть и дети, состояние душ которых нельзя назвать здоровым, в особенности, если они с первых лет жизни страдают от компьютерно-смартфонной зависимости, или от невнимания зависимых родителей. Таким детям может показаться интересным подобно братцу полетать с гусями-лебедями, превратиться в жеребят, телят или козлят; поиграть золотыми яблочками в гостях у бабы-Яги. Да и с совестью-сестрицей у этих детей могут быть большие проблемы. Разве они обязаны исполнять распоряжения родителей и за какие-то платочки и гостинцы присматривать за младшими братьями вместо того, чтобы заниматься собой и своими любимыми играми? – Раз уж родителям не до них, то и им не до братцев Иванушек.

Православный педагог – не специалист НЛП, и не «айтишник». Пытаться перепрограммировать взгляды и жизненный опыт таких детей-отповедников – значит попусту тратить драгоценное время урока, свои силы и нервы. Главное перед уроком и на уроке в другом: вовремя обратить внимание на таких молчаливо отвергающих истину детей, понять причины внутреннего сопротивления каждого из их; подготовиться к терпеливой индивидуальной работе; к борьбе за установление доверительных добрых отношений с каждым из них и, по возможности, с их родителями. Вспоминается один случай, произошедший со мной на улице в начале 90-х годов. Проходя через двор, я стал невольным свидетелем отвратительной сцены: молодая мать громко и жестко отчитывала шести-семилетнего сына за то, что тот нарушил ее запрет дружить и играть «с этим подонком» из неблагополучной семьи. «Этот подонок», такой же, как ее сын, маленький мальчик, стоял рядом и плакал. Я хотел подойти, чтобы как-то урезонить развоевавшуюся «воспитательницу», но вдруг плачущий мальчишка сорвался с места и, пробегая мимо меня, несколько раз изо всех сил попытался ударить меня по ноге кулачками (выше ноги он не доставал). Я не смог остановить и как-то успокоить его. Остановился, пораженный состраданием и душевной болью за этого глубоко уязвленного несчастного ребенка. Сразу вспомнилось Евангелие: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (От Матфея, 5:38-39).

Если кто-то из детей в силу своих душевных немощей на уроке ведет себя, как «козленочек Иванушка», ни в коем случае нельзя ему за это по-взрослому мстить, по-детски выходить из себя, сердиться и своими руками портить урок, калечить и детскую, и свою душу. Господь терпел, и нам велел!

В.С.

 

Яндекс.Метрика
Оставьте заявку
и мы Вам перезвоним в удобное для Вас время
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена