Санкт-Петербург – Царское Село.
Следите за нами:
Читать словарь
"...ПОНЯТИЕ СЛОВА ДВОЯКО:
ЕСТЬ СЛОВО, ПРОИЗНОСИМОЕ ГОЛОСОМ,
НО ПО ПРОИЗНОШЕНИИ ИСЧЕЗАЕТ В ВОЗДУХЕ;
И ЕСТЬ СЛОВО ВНУТРЕННЕЕ,
ЗАКЛЮЧЕННОЕ В СЕРДЦАХ НАШИХ…»

СВ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
65132402
Главная/Новые статьи

СЕМАНТИКА – от древнего корня, восстановленного учеными в виде *dʰyeh- «замечать». Термин СЕМАНТИКА произошел от древнегреческого слова σῆμᾰ /сема/ «знак, отметина». Этимологи считают однокоренным с σῆμᾰ /сема/ санскритский глагол ध्यायति /dhyāyati/ «медитировать, воображать, думать». Думаю, что корень *dʰyeh-   – составной. Он порожден более ранним и простым корнем древним *dʰey- «дух». В словах σῆμᾰ /сема/ и ध्यायति /dhyāyati/ этот корень повторяется, создавая образ «дух в духе», то есть «проникновение мысли человека в духовный мир при помощи особого дыхания». Как научная отрасль СЕМАНТИКА занимается исследованием языковых единиц с целью проникновения в суть языка и постижения его устройства. Как религиозная медитавная практика, называемая еще МАНТИКОЙ (μαντική), СЕМАНТИКА занимается восприятием и толкованием знамений Духовного мира. Например, в Древней Греции и Риме мантикой занимались жрецы-гадатели, которые толковали знамения и пророчествовали, обычно прибегая при этом к особым приемам ДЫХАНИЯ (*dʰey-) для общения с духами. В восточных культах, связанных с ध्यायति /dhyāyati/ «медитировать, воображать, думать», «правильное» дыхание является главнейшим условием вхождения в транс и последующего успешного путешествия в духовные миры. В Древней Греции, из которой термин СЕМАНТИКА пришел во все мировые языки, слово σῆμᾰ /сема/ имело множество значений помимо «знака». Им называли и особые отметины у животных, и надгробные камни со знаками, а затем и сами могилы умерших, и секретные пароли, и сигналы, использовавшиеся армией в бою, и знамения свыше. Этим же словом гадатели и предсказатели-астрологи называли созвездия на небе. В Священном писании слова, родственные с СЕМАНТИКОЙ и производные от σῆμᾰ /сема/ являются одними из ключевых, начиная с первых строк Ветхого Завета: «И был вечер, и было утро: день третий. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений (σημεῖα /семейа/), и времен, и дней, и годов» (Книга Бытия, 1:13-14). Судя по тексту Книги Бытия, умение читать знамения Божии, то есть владение СЕМАНТИКОЙ и как наукой, и как искусством Богообщения было присуще уже первым людям на Земле: «И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение (σημεῖον /симейон/ - тот же корень, что и в СЕМАНТИКА), чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Книга Бытия, 4:13-15).


08.04.2020 08:30/читать дальше...

ХАРИЗМА – по данным этимологических словарей, восходит к тому же древнему (протоиндоевропейскому) корню*ǵʰer- «жаждать, гореть внутренним огнем», что и термин евхаристия ««благодарение», такие греческие слова, как εὐχαριστῶ/евхаристо/ «благодарю (вас), спасибо», χαίρω /khaírō/ «я счастлив(а)»; санскритское हृत /хърта/ «я очарован(а), польщен(а)». В близком ветвенном родстве с ХАРИЗМОЙ, по-моему, находятся такие русские слова, как ГРЕТЬ, ГОРЕТЬ, ЖАР, ЖЕРТВА, ЖРАТЬ, обычно возводимые этимологами как несколько иначе восстановленным ими же древним корням *gʷʰer- и *gʷerh-. Главное, что роднит эти греческие, санскритские и русские слова – это не столько внешняя фонетическая близость, сколько единый образ горения. К этому же корню *ǵʰer- с расширителем *dʰ «дух» (*gʰer-dʰ-) этимологи относят название античных женских божеств красоты, грации и изящества: ХАРИТЫ - идолы (определение из Википедии). В римском языческом пантеоне харит называли именем ГРАЦИЯ «изящество, прелесть». В современном итальянском языке это слово в форме grazie /грациэ/ означает «спасибо», как и εὐχαριστῶ/евхаристо/ в современном греческом. Согласно греческой мифологии, Хариты были постоянными спутницами девяти муз (μοῦσαι /мусэ/ — «мыслящие»). Музы, дочери божества памяти Мнемозины, являются олицетворением мыслей, мышления человека. То, что их неотступно сопровождают Хариты, символизирует неразрывную связь между мыслью и горячим чувством, духовной жаждой человека. Харит или Граций, наделяющих своих почитателей ХАРИЗМОЙ как внутренним огнем, в античной мифологии было три: 1) Агла́я (Ἀγλαϊα «ликование», «блеск»). К тому же древнему корню, что и это имя восходит современное слово ГЛАМУР. 2) Евфроси́на (Εὐφροσύνη «благомыслящая»). Основной древний корень этого слова *gʷʰren- «душа, ум», ветвенно родствен *gʷʰer- «гореть». Если Аглая распаляла плотское вожделение, то Евфросина зажигала огонь страстных мыслей и духовной жажды. 3) Та́лия (Θάλεια «цветущая, изобилующая»). Талией теперь называют часть человеческого тела между грудной клеткой и бедрами – живот. Вероятно, три Хариты, от которых и поныне зависит ХАРИЗМА как внешняя привлекательность и очаровательность человека, олицетворяли собой три части тела: Евфросина – голову, Аглая – грудь, Талия – живот. Знаменитую в античном мире гетеру Таис Афинскую греки почитали как «четвертую хариту». На мой взгляд, имя существительное ХАРИЗМА в современном международном обиходе стало одним из наиболее оболганных, извращенно толкуемых и поэтому духовно опасных слов. Причины опасности именования человека харизматичным в современном смысле «привлекательный, обаятельный, прелестный, очаровательный» кроются в двойственной природе внутреннего духовного огня. Огонь внутреннего горения (жажды) может быть Небесным животворным или адским смертоносным. Во время ЕВХАРИСТИИ после призывного возгласа «Горе «к Вышним» имеем сердца!» сердца верующих и любящих Бога участников Литургии загораются святым огнем (ǵʰer- «жаждать, гореть внутренним огнем»), который святые отцы Церкви называют нетварным. Этот благодатный огонь нисходит свыше. Он очищает и наполняет на протяжении Богослужения и голову (мысли), и сердце (эстетические чувства), и чрево (биологические чувства). 


06.04.2020 18:59/читать дальше...

ВИРУС – по данным ученых этимологов это слово восходит к «протоиндоевропейскому» древнему корню *wisós «поветрие, слизь, яд». От этого же корня произошло санскритское слово विष /viṣá/ «яд», древнегреческое ἰός /иос/ «яд, отрава», В латыни, из которой это слово пришло во многие современные языки, вирусом (virus) называли не только яд и отраву, но и неприятный запах похоти готовых к спариванию агрессивных самцов диких животных, распространяющийся в воздухе. Интересен омоним (такое же по звучанию и написанию, но происходящее от другого корня слово) древнегреческого ἰός /иос/ «яд, отрава»: ἰός «стрела, выпущенная из лука». 


23.03.2020 23:45/читать дальше...

МЕЧТА – происходит от того же древнего корня *мьгъ- «мелькать, мерцать», что и МГЛА, МИГ, МИГАТЬ. К этому же корню восходят литовское miega /миега/ «сон» и латышское miegs /миегс/ «сон». Как связан образ «мелькать, мерцать» со сном? – На этот вопрос наука ответила в 1953 году, когда за Натаниэл Клейтман и Юджин Асерински из Чикагского университета открыли фазу быстрого сна, характеризующуюся повышенной активностью головного мозга. Одним из признаков этой фазы являются быстрые движения глазных яблок. В среднем за ночь цикл быстрого/медленного сна повторяется примерно от четырёх до пяти раз. Фазы быстрого сна составляют примерно четверть времени ночного сна. Замечено, что общая относительная продолжительность сна-МЕЧТЫ (быстрых движений глазных яблок при сомкнутых веках) больше после стресса, испытанного за день, а доля спокойного глубокого сна возрастает при физических нагрузках. 


29.02.2020 07:59/читать дальше...

ВЛАГА – одно слово с древнерусскими ВОЛГЛЫЙ («влажный») ВОЛГА, ВОЛОГДА. Современные ученые-этимологи воссоздали для этого слова древний корень *welg- «наливаться, набухать от влаги». Далее, в направлении поиска более простых первокорней и первообразов, породивших это слово, учеными исследования не проводятся. По-моему, образ «набухать, наливаться», признаваемый и различаемый учеными в этом слове, рождается от двух первокорней: 1) *ВЬ- «проникающий внутрь» (ученые также утверждают, что изначально между согласными В и Л звучал смягчающий краткий гласный Ь, который затем, в словах ВОДА и англ. WATER «вода» преобразился в О), 2) *ЛЪ- «лить(ся), течь» и 3) *ГЪ- «гореть». Сочетание трех древних первокорней порождает единое для всех языков представление о ВЛАГЕ: «Свет горящего Духа, который проникает в воду, нагревает ее и порождает жизнь»; «огонь в воде». 


26.02.2020 22:41/читать дальше...

СУДЬБА – образовано от глагола СУДИТЬ/-СУЖДАТЬ при помощи суффикса (дополнительного корня – привитого «корешка») -бъ-, как в словах борьба, резьба, служба. Следовательно, представление о СУДЬБЕ основано на сочетании двух древних корней слова СУД: *som- «собрание, соединение» и *dhē- «деть, де́ло». До сих пор в судах, определяющих дальнейшую СУДЬБУ подсудимых, судьи рассматривают их уголовные и гражданские «Дела» на своих судебных процессах. Суффикс -бъ-, образующий от глаголов, в основном, имена существительные женского рода, придает названию процесса дополнительный смысл «подчинение, послушание, покорность». Покоряясь СУДЬБЕ, человек исполняет не свою, а иную волю: делает то, что СУЖДЕНО роком. Рокъ – реку – речь – это этимологически одно слово, в котором исторически чередуются гласные о/е и согласные к/ч. Судьба определяется роком (приговором) и по сути представляет собой наречение человека или даже целого народа (языка) тем или иным именем. Основанием для вынесения приговора, осуждающего человека или целый народ на тот или иной образ жизни, является Закон. Если человек (народ) живет по своим законам, нарушающим Закон Божий, он бывает осужден свыше и терпит наказание от Бога. Если же наоборот, живущие по Закону Божию преступают законы мира сего, они бывают осуждаемы приговорами мирских властей. «Ибо так говорит Господь: вот и те, которым не суждено (в греческом тексте οὐκ ἦν νόμος /ук эн номос/ «не в Законе»; в славянском переводе точнее сказано: «не бѣ́ зако́на пи́ти ча́шу») было пить чашу, непременно будут пить ее, и ты ли останешься ненаказанным? Нет, не останешься ненаказанным, но непременно будешь пить чашу» (Книга пророка Иеремии, 49:12). Тот, кто твердо придерживается Закона Божьего и в соответствии со своим призванием свыше живет по-Божески, обычно бывает ОСУЖДАЕМ и гоним в миру, обрекая себя на тяжелую СУДЬБУ собственным исповеданием Христа как Бога живого: «И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено. Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете» (Апостола Павла, первое послание Фессалоникийцам, 3:1-4). В оригинальном древнегреческом тексте вместо СУЖДЕНО написано κείμεθα /кеймета/ «положено» - от древнего корня *ḱey- «положить, уложить», однокоренное с латинскими cunae /кунэ/ «колыбель (куда кладут младенца», гнездо» и cīvis /цивис/ «гражданин (Рима)», «принадлежащий к цивилизации». К этому же корню восходит и санскритское слово शेते /śéte/ «поле». Каждый живущий в миру христианин ежедневно участвует в предопределении своей СУДЬБЫ, поскольку является гражданином одновременно двух цивилизаций: современного общества и Царства Божьего во Христе. Сердце человека – это поле битвы между двумя родами делателей: сеятелями доброй пшеницы и сеятелями плевел раздора. Удобрение и очистка почвы своего поля для получения доброго урожая – дело ума, который направляет волю владельца поля своими РАССУЖДЕНИЯМИ (рассудком): 


16.02.2020 22:59/читать дальше...

БДЕТЬ/ БДИТЬ/ БУДИТЬ – «бодрствовать», общеславянское бъдѣти. Древний корень *bʰeydʰ-, который воссоздали современные этимологи как основу этого глагола, издревле означает не только «бодрствовать», но и «принуждать», и «заставлять», и «склонять к послушанию», и «верно понимать», «верно нести службу». Откуда в этом корне столько древних образцов духовности? – Дело в том, что краткий гласный ъ в глаголе бъдѣти под ударением разной силы и мелодики (а в древнем славянском языке есть несколько различных по силе способов ударения: вария, оксия, звательцо) преобразуется в разные полногласия: /ъ/ - /у/ БЪДЕТЬ –БУДИТЬ; /ъ/ - /е/ БЪДЕТЬ – (У)БЕДИТЬ; /ъ/ - /о/ БЪДЕТЬ – БОДРСТВОВАТЬ. Со временем разные оглашения глагола БЪДЕТЬ, то есть призывы к пробуждению, бдительности и бодрствованию, стали ошибочно восприниматься в разных языках как совершенно разные слова, не имеющие корнесловного родства. 


30.01.2020 11:28/читать дальше...

ГАРМОНИЯ – восходит к древнегреческому ἁρμονία «связь, союз, совпадение», которое, в свою очередь, происходит от древнего корня *her- «соединять, совмещать, подбирать подходящие друг другу части». В музыке ГАРМОНИЕЙ называют лад, порядок, строй звуков. Однокоренными по происхождению являются древнегреческие слова ἄρθρον /артрон/ «сустав, член тела», ἀρθμός /артмос/ «связь, дружба, союз»; латинские arma «оружие», ōrdō /ордо/ «ряд, порядок». От этого же корня происходят тюркские (турецкие, татарские, монгольские, казахские) слова, звучащие по-русски как ОРДА «военный лагерь, стан». Интересно, что в украинском и белорусском языках слово орда закрепилось в противоположном значении: «беспорядок». В греческом тексте Евангелия к тому же корню, что и ГАРМОНИЯ восходит глагол ἡρμοσάμην /эрмозамен/ «обручил», который восходит к ἁρμόζω /армозо/ «соединять, заключать союз»: «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил (ἡρμοσάμην /эрмозамен/ - одного корня с ГАРМОНИЯ) вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.» (Апостола Павла второе послание Коринфянам, 11:2-3). 


10.01.2020 22:26/читать дальше...
БЛАГОДАРИТЬ

БЛАГОДАРИТЬ – в русский язык это сложное слово пришло вместе с православной христианской Евхаристией (в точном переводе «Благодарением») примерно в 9-11 веках нашей эры. С языка древнегреческого христианского богослужения εὐχαριστέω /евхаристео/ буквально переводится как «благодарить»: εὐ /ев/ или /эу/ «БЛАГО» + χαριστέω /харистео/ «ДАРИТЬ». Вместе с этим словом-«калькой» из древнегреческого в русский язык пришли такие слова, как εὐχάριστος /евхаристос/ «БЛАГОДАРНЫЙ»; εὐχαριστέω /евхаристео/ «СПАСИБО» или «БЛАГОДАРЮ». Чтобы восстановить древнее образное представление о БЛАГОДАРЕНИИ и БЛАГОДАРНОСТИ, необходимо сопоставить корнесловные образы, скрытые в греческом εὐ /ев/ и славянорусском «БЛАГО», а также в греческом χαριστέω /харистео/ и русском «ДАРИТЬ». Слово εὐ /эв/ по данным международных этимологических исследований восходит к древнему корню *hъsu- «хорошо», тому же, что и в древнегреческом слове ἐΰς /eǘs – эус с длительным /у/ «хороший» и в санскритском सु- /су/ «хорошо, благородно», ставшем частью термина संसार /saṃsāra/ «мир, сотворенная вселенная». 


26.12.2019 17:34/читать дальше...

ЖЕСТОКИЙ – происходит от древнего корня *(s)kelh₁- «пересыхать, запекаться», того же что и древнегреческом слове σκληρός /склерос/ «твердый» и в русском ЖЕСТЬ «твердый металл, и в тюркском *jez «медь». Этимологически однокоренным является медицинский термин СКЛЕРОЗ «возрастные изменения тканей, вызванные обезвоживанием организма пожилых людей». Если принять за основу осмысления ЖЕСТОКОСТИ представление о жизни как о горении, ЖЕСТКОСТЬ и СКЛЕРОЗ надо воспринять как результат выкипания воды – жидкости из тканей долго живущего (горящего жизнью) человека. Кипящая кровь густеет, и гневливый, или просто много горячащийся человек становится более жестким – ЖЕСТОКИМ. 


10.12.2019 19:54/читать дальше...
Страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] 11 [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]
Яндекс.Метрика
Оставьте заявку
и мы Вам перезвоним в удобное для Вас время
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена