Слова:

ИЛЛЮЗИЯ — от латинского глагола illūdо «насмехаться, дурачить». Термин пришел в русский язык из французского примерно в конце XVII века. Приставочная часть in- (чередование звуков н/л) «внутри» восходит к древнему корню *hén «внутрь», тому же, что и русское слово ЯДРО.

Основа lūdо «насмехаться, обманывать» возводится этимологами к древнему корню *leyd- «играть». Внутри, в самой сердцевине «Я» каждого взрослого человека прячется маленький ребенок, желающий играть со взрослыми вместо того, чтобы жить по-настоящему. «Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким. Лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя» (Книга Иисуса сына Сирахова, 30:8-9).


16.02.2023 11:46/читать дальше...

АВТОМАТ – первый древний корень *aug- «преумножаться, произрастать из себя самого». От этого корня произошли также такие слова, как приставочный корень авто- «само» (к примеру, в словах автор, автомобиль, автономия, автограф); латинские август «великий, священный» и авгур «жрец», санскритское आयुस् /ā́yus/ «жизнь, жизненная сила»; английское authority «властные полномочия»; заимствованное русское авторитет «власть, влияние».

Второй древний корень этого сложного слова, ученые воссоздали в виде *mn̥tós. Этот корень этимологи признали производным от древнейшего и чрезвычайно плододонсного корня *men- «мнить, думать». От этого корня произошли такие слова, как санскритское मनस् /мáнaс/ «ум», древнегреческое μένος «ум, желание, дух; насилие»; русское МНЕНИЕ; международный медицинский термин МАНИЯ.


12.02.2023 21:33/читать дальше...

ЕДИНЫЙ – «є҆ди́но (в греческом оригинале ἑνὸς /инос/ «иное») же є҆́сть на потре́бу» (От Луки, 10: 42). Славянское ѥдинъ «один», как и древнегреческое ἑνὸς, согласно данным этимологических исследований, являются родственными, но различными по составу словами. Оба они восходят к древнему корню *jьnъ «иной, не свой». Разница между ними заключается в том, что в славянское ЕДИНЪ, в отличие от греческого ἑνὸς, является сложным словом. В нем есть еще древний корень * jedъ- «только», тот же, что и в русской ограничительно-усилительной частице «едва», означающей «только-только».

Сочетание корней * jedъ- «только» и *jьnъ «иной, не свой» порождает корнесловное представление о ЕДИНОМ как о «только ином» - как не о своем, а объединяющем твое «Я, мое» со всеми другими в единой сути и воле. Когда человек отвергается своеволия и подчиняется «только иной», единой для всего творения Воле Божьей, он исцеляется от внутреннего разделения, противоречий и от смерти, потому что обретает ЕДИНЕНИЕ с вечным живым Богом: «Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый (в оригинале εἷς /эйс/ «один», тот же корень *jьnъ, что и в ЕДИНЫЙ); и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!» (От Марка, 12: 29-30).  


12.02.2023 21:26/читать дальше...
ВЕС / ВИСЕТЬ

ВЕС / ВИСЕТЬ – от древнего корня *weǵʰ- «перемещать, нести (груз)», того же, что и в русских словах ВОЗ (ВОЗИТЬ), ВЕСЛО; в санскритских वह् /вах/ «везти; управлять повозкой» и वाह /вā́ха/ «ветер; вьючное животное; повозка»; латинское vector /вектор/ «перевозчик, переносчик»; древнегреческие ὄχος /охос «повозка»/ и ὄχεα «колесница», а также часто встречающееся в древнегреческом Евангелии и переведенное на славянский язык как «народ» слово ὄχλος /охлос/ «толпа, масса людей; сборище». 


16.01.2023 12:52/читать дальше...

ДЕРЗАТЬ – от плодоносного древнейшего корня *dʰer- «улавливать силой; отрывать и удерживать присвоенное», того же, что и в русских глаголах дергать, д(ь)рать, держать (закономерное историческое чередование звуков з/ж/г о одном и том же корне слова); в древнегреческом δράσσομαι /драссомэ/ «улавливаю»; в санскритском धर्म /дхáрма/ «удерживающая природная сила»; в английском firmus /фирмус/ «твердый, прочно держащий(ся)»; в английском dare «сметь, дерзко осмеливаться».


16.01.2023 12:46/читать дальше...

СООБРАЗИТЬ / СООБРАЖЕНИЕ – сочетание приставки СО- «вместе» с основой -ОБРАЗИТЬ/ОБРАЖАТЬ «упорядочивать, приводить в подобающее состояние». В Словаре Владимира Даля есть статья, начинающаяся с определения: «ОБРАЖАТЬ, образить что, или южн. образить (ображенный), придавать чему образ, обделывать, выделывать вещь, образ чего из сырья, отесывая или обихаживая припас иным способом. Камень сразу не образишь, надо походить около него. || Образь деток, кур. умой, одень…». В этой же словарной статье отражены ныне почти утраченные представления русских людей середины об устойчивой связи между ОБРАЖЕНИЕМ и ОБРАЗОВАНЬЕМ: «Образованье ума и нрава»; между образованием и ОБРАЗЦОМ: «Образ и образец м. вещь подлинная, истотная, или снимок с нее, точное подражание ей, вещь примерная, служащая мерилом, для оценки ей подобных» (https://gufo.me/dict/dal).


10.01.2023 22:12/читать дальше...

ПАРАДИГМА – греческий термин, образованный от глагола παραδεικνύω /парадейкнуō/ «показываю образец; сравниваю с образцом».

Состоит из двух частей: 1) παρα- (para-), «рядом, подле»; 2)‎ δείκνυμι (deíknumi) «указывать (пальцем)». После неоднократной кардинальной смены образовательных парадигм в течение 20 века в современном российском образовании возник кризис разнообразия, вплоть до полного безобразия, то есть безразличия к святым непререкаемым образцам воспитанности и зрелости выпускников образовательных учреждений.


10.01.2023 22:09/читать дальше...
ДОГМАТ

ДОГМАТ – от древнегреческого термина δόγμα /догма/, в основе которого, по данным ученых-этимологов, скрыт древний корень *dek-/ dъk-  «принимать, усваивать». От этого корня произошло множество современных терминов, таких как доктордоктрина, доцент, документ, парадокс, синекдоха (συνεκδοχή «совместное понимание»). Имя существительное ДОГМА(Т) – отглагольное. Оно образовано от глагола δοκέω «представлять» и, далее, от более древнего глагола δέχομαι/δέξηται /дехомэ/дексетэ/, который воспринимался древними ка религиозный термин «принимать (посылаемое свыше)». «А если кто не примет (μὴ δέξηται/ме дексетэ/) вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (От Матфея,10:14-16). «Истинно говорю вам: кто не примет (μὴ δέξηται /ме дексетэ/) Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (От Марка, 10:15).


02.01.2023 21:15/читать дальше...

БОЛТОВНЯ – «Кругом одна болтовня, многое уже проболтали... Прошу всех, всегда молитесь о России. Надо кричать всем сердцем, и Господь услышит» (о. Николай Гурьянов).

Ученые возводят это слово к древнему корню *bъltъ> болт «мутовка, палка для перемешивания жидкости». Из Академического словаря начала 19 века следует, что в 18 веке первым значением и прямым смыслом глагола БОЛТАТЬ было «приводить жидкость в движение»: «Болтать 1. Мутовкою, веслом, или встряхиванием сосуда приводить в движение какую-нибудь жидкость. Болтать мутовкою сметану в кринке, чтоб село масло. 2. В просторечии — пустословить, суесловить; говорить что-нибудь неосновательное, или без нужды» («Словарь Академии Российской», 1806, ч. 1, с. 278). В настоящее время переносный, метафорический смысл «суесловие» оттеснил исходно прямой смысл и первое значение БОЛТОВНИ как «болтания сметаны в кринке» на место второстепенного, практически не употребляемого.


23.12.2022 00:14/читать дальше...
ВПЕЧАТЛЕНИЕ

ВПЕЧАТЛЕНИЕ – буквальный перевод французского слова impression /импрессьон/, где им- переведено как «в», а -press- как «печать»; или с немецкого Eindruck /индрюк/: Ein- «в» + druck «давить, прижимать».  До Н. М. Карамзина, которого считают изобретателем этого нового русского слова на рубеже 18-19 веков, глагол *печатлеть «клеймить, ставить печать»» широко применялся только с приставкой за-: ЗАПЕЧАТЛЕТЬ.


22.12.2022 23:27/читать дальше...
Страницы: [ 1 ] [ 2 ] 3 [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ]