РУКА – в русских этимологических словарях принято возводить это слово к древнему корню *wrenk- «собирать». По-моему, слово РУКА восходит к двум более древним и простым корням: 1) *ar- «составлять, создавать» и 2) *ǵʰes- «брать> кисть (руки)». Первый корень - тот же, что и в греческом слове артрон «сустав», армянском армукн «локоть». От него же происходят такие слова, как артист, армия, ярмо. В «ветвенном» более отдаленном родстве с этими словами состоит древнегреческое ᾰ̓ρκέω /аркео/ «доставать». Второй корень – тот же, что и в древнегреческих χείρ /хир/ «кисть руки>рука» и χέρνιψ /хирнипс/ «вода для умовения рук»; в армянском ձեռն /джерн/ «кисть руки>кулак>рука». К этому же корню восходят такие слова, как латинское hostia /хостиа/ «подаяние, жертва», английские host /хост/ «хозяин, принимающий гостей» и gather /гэзер/ «собирать»; русское гость (изначально «заезжий торговец»).
26.06.2019 11:21/читать дальше...
СМОТРЕТЬ – от двух древних корней: приставочного *съ- «подходящий для совмещения, объединения» и основного *motrъ «осторожный», того же, что и в древнегреческом глаголе μᾰτεύω «ищу, стремлюсь». Корень *motrъ, по-моему, восходит к двум древнейшим первокорням мировых языков: *mъn- «устремление духа, мысль» и *dʰeh- «делать». Однокоренной диалектный русский глагол мотрити («Мотри там!» в значении «будь там осторожен»), родствен литовскому matrùs «осторожный» и латышскому matît «чувствовать, замечать». Сочетание трех корнесловных первообразов порождает представление о глаголе СМОТРИ как о призыве «думай, что делаешь, и выбирай для себя наиболее подобающий путь и образ действий».
24.06.2019 13:12/читать дальше...
ДЕСНИЦА – от древнего корня *deḱ- «брать, воспринимать, избирать». Современные лексикографы толкуют это слово однозначно: правая рука. Соответственно, ДЕСНЫЙ толкуется и понимается только как «правый» без какой-либо связи с первообразом «брать, воспринимать, получать». В итоге, современное восприятие вечных Евангельских смыслов становится поверхностным и искаженным. Например: «Аще же о́ко твое́ десно́е соблажня́етъ тя́ (Если же правый глаз твой соблазняет тебя), изми́ е́ и ве́рзи от себе́: у́не бо ти́ е́сть, да поги́бнетъ еди́нъ от у́дъ твои́хъ (ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих), а не все́ тѣ́ло твое́ вве́ржено бу́детъ въ гее́нну [о́гненную]: и а́ще десна́я твоя́ рука́ соблажня́етъ тя́ (если правая твоя рука соблазняет тебя), усѣцы́ ю́ и ве́рзи от себе́: у́не бо ти́ е́сть, да поги́бнетъ еди́нъ от у́дъ твои́хъ, а не все́ тѣ́ло твое́ вве́ржено бу́детъ въ гее́нну» (От Матфея, 5: 29-30). Во всем русском тексте Священного писания ДЕСНЫЙ устойчиво переводится только как «правый», а ДЕСНИЦА – только как синоним «рука», то есть в отрыве от древнего корнесловного образа «брать, воспринимать».
24.06.2019 12:16/читать дальше...
ЧРЕВО – этимологические словари высказывают предположение о происхождении этого слова от древнего корня *(s)ker- «отрезать, отделять», того же, что и в скроняк, шкерить, шкура, корнать. Не вдаваясь в научные дискуссии, отмечу, что этот образ, несомненно относится только ко второму, дополнительному корню этого слова. Первый же, основной корень – тот же, что и в древнегреческом κοῖλος /койлос>килос/ «пустой, полый, внутренняя полость». Этимологи возводят κοῖλος к древнему корню *ḱewh- «набухать, пухнуть, наполняться изнутри» и его производному *ḱowHós «полый, внутренняя полость». Сочетание двух древних корней, основного *ḱewh- «наполняемая изнутри полость» и дополнительного *(s)ker- «отрезать выделяемое», породило в мировых языках единое представление о ЧРЕВЕ: ««внутренняя полость тела, от которой отрезается выделяемый плод». В славянской культуре это корнесловное представление породило образ человеческой утробы («брюхо»), в том числе, материнской утробы. «Черевыми» в древней Руси называли беременных женщин. До сих пор в речи сохраняется древнерусское наречие ЧРЕВАТО в значении «обременено». «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево (κοιλία /килиа/), носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (От Луки, 11:27-28). В других культурах древнее представление о ЧРЕВЕ также связано с внутренней полостью тела. К примеру, санскритское कुल्या /килиа/ «родник, исток ручья».
17.06.2019 20:08/читать дальше...
ПРИВЫЧКА – от двух древних первокорней: приставочного *per- «проникнуть внутрь, стать причиной» и основного *(h)yeh- «пересекать, связывать, сплетать в узел». От него позже произошел праславянский корень *uei-/uoi-/ui- «вить, гнуть, поворачивать вокруг оси». Корнесловно наиболее близкими являются слова ПРИВЯЗАННОСТЬ, ПРИВИВКА, ПРИВИТОСТЬ. Без привычек нет и не может быть никакой внутренней культуры, душевного здоровья и совести. С другой стороны, дурные и порочные привычки порождают внутреннее разложение и скверную совесть. Первый корень *per- помимо приставки/предлога ПРИ- породил великое множество слов в языках мира, таких, как русские первый, предок, править; древнегреческие περῐ́ /пери/ «рядом, около, по причине», περισσός «выдающийся, ужасающий»; санскритские परि /pári/ «около, рядом, из ряда вон», परिमल /parimala/ «аромат, (проникающий) запах»; латинское per «сквозь, посредством (чего/кого)»; английское for «для, потому что».
10.06.2019 00:44/читать дальше...
УБЕЖДЕНИЕ – от двух древних корней: приставочного *hew- < *аu- «вниз, прочь, от, по» (у) и основного *bʰeydʰ- «льстить, принуждать лестью» - того же, что в слове БЕДА. В сочетании эти корнесловные образы порождают весьма грустное представление об УБЕЖДЕНИИ: «состояние падения, отдаления от Бога, вызванное льстивым принуждением». «Википедия» отражает современное положительное отношение этому состоянию, определяя УБЕЖДЕНИЕ как «элемент (качество) мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия». Отметим словосочетание «уверенность в своих взглядах» - пригодится в конце этой словарной статьи. Люди дорожат своими убеждениями, терпят ради них многие беды, иногда расплачиваясь за них своей жизнью. В чем же заключается причина противоречия между современным пониманием слова УБЕЖДЕНИЕ и его древним корнесловным образцом? Может быть, все дело в приставочном корне? Приставочный корень *hew- <*au- «вниз, прочь, от, по» породил такие слова со значением отделения и отторжения, как русские приставка у- («ушел») и предлог у («у дома» в значении недалеко от дома); санскритское अवनति /avanati/ «падение»; древнегреческие αὐτός /аутос, ныне афтос/ «сам, он, автор», ἀνὰ /ана/ «от» (звук /н/ появился потому, что в древнем корне был носовой звук «юс», произносившийся к /ун/. Позже носовой /аун/ изменился в /у/), приставка ἔ- «от, по». В Евангелии греческие слова, восходящие к корню *au-, часто говорят и об отделении, и об особом избрании тех людей, которых Бог выделяет среди других. Например, в притче о хозяине и работниках виноградника прямо обличается противоречие человеческих УБЕЖДЕНИЙ о справедливости и Промысла Божьего, ставящего милосердие выше этих убеждений: «И пришедшие около одиннадцатого часа получили (ἔλαβον/элабон/) по (ἀνὰ /ана/) динарию. Пришедшие же первыми думали, что они (αὐτοί /афти/) получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что́ и тебе; разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (От Матфея, 20:9-16).
10.06.2019 00:29/читать дальше...
ХВАЛА – имеющиеся в этимологических словарях предположения о родстве с санскритским svārás /шварас/ «звук», с древнеисландским skvala «кричать, звать» сами авторы-этимологи признают малоубедительными. Можно согласиться с предположением некоторых ученых о том, что ХВАЛА родственна слову СЛАВА, посперестановка звуков /вал/-/лав/ вполне закономерна, как историческое чередование звуков /х/-/к/ - /с/ в одном и том же древнем корне. По меньшей мере следует с уверенностью признать «ветвенное» родство слов ХВАЛА и СЛАВА как ответвлений единого «ствола» корнесловного древа, к которому относятся и СЛОВО, и СЛЫТЬ, и СЛУХ. Цель нашего корнесловного словаря заключается не в научных спорах, а в поиске тех древних корнесловных образов приближают образ мышления современного человека к вечным истинам. Поэтому логично обратиться в поисках наглядного вечного образца ХВАЛЫ к Евангельским текстам на славянорусском и древнегреческом языке (койне). В греческом оригинале Евангелия славянскому слову ХВАЛА устойчиво соответствует греческое ЕВХАРИСТИЯ: 1) «Прiя́тъ же хлѣ́бы Иису́съ и, хвалу́ возда́въ (в оригинале εὐχαριστήσας διέδωκεν /евхаристиас диедокен/), подаде́ ученико́мъ, ученицы́ же возлежа́щымъ: та́кожде и от ры́бу, ели́ко хотя́ху. И я́ко насы́тишася, глаго́ла ученико́мъ свои́мъ: собери́те избы́тки укру́хъ, да не поги́бнетъ ничто́же. Собра́ша же, и испо́лниша двана́десяте ко́шя укру́хъ от пяти́хъ хлѣ́бъ ячме́нныхъ, и́же избы́ша я́дшымъ» (От Иоанна, 6:11-13). 2) И прiе́мъ ча́шу и хвалу́ возда́въ (εὐχαριστήσας ἔδωκεν /евхаристиас едокен/), даде́ и́мъ, глаго́ля: пі́йте от нея́ вси́: сiя́ бо е́сть кро́вь моя́, но́ваго завѣ́та, я́же за мно́гiя излива́ема во оставле́нiе грѣхо́въ (От Матфея, 26:26-27). 3) Входя́щу же ему́ въ нѣ́кую ве́сь, срѣто́ша его́ де́сять прокаже́нныхъ муже́й, и́же ста́ша издале́ча: и ті́и вознесо́ша гла́съ, глаго́люще: Иису́се наста́вниче, поми́луй ны́. И ви́дѣвъ рече́ и́мъ: ше́дше покажи́теся свяще́нникомъ. И бы́сть иду́щымъ и́мъ, очи́стишася. Еди́нъ же от ни́хъ, ви́дѣвъ, я́ко исцѣлѣ́, возврати́ся, со гла́сомъ ве́лiимъ сла́вя Бо́га, и паде́ ни́цъ при ногу́ его́, хвалу́ ему́ воздая́ (πόδας αὐτοῦ εὐχαριστῶν /подас афту евхаристон/) : и то́й бѣ́ самаряни́нъ (От Луки, 17:12-16). 4) Взя́ша у́бо ка́мень, идѣ́же бѣ́ уме́рый лежя́. Иису́съ же возведе́ о́чи горѣ́ и рече́: о́тче, хвалу́ тебѣ́ воздаю́ (εὐχαριστῶ σοι /евхаристо су) , я́ко услы́шалъ еси́ мя́: а́зъ же вѣ́дѣхъ, я́ко всегда́ мя́ послу́шаеши: но наро́да ра́ди стоя́щаго о́крестъ рѣ́хъ, да вѣ́ру и́мутъ, я́ко ты́ мя́ посла́лъ еси́ (От Иоанна, 11:41). Во всех четырех примерах я был вынужден привести упрощенное написание именно древнеславянского текста, поскольку синодальный перевод на современный язык, сделанный в 19 веке, очень последовательно и повсеместно заменяет слово ХВАЛА на «благодарение», например, в тексте (4): «Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Такая замена вряд ли уместна, поскольку «благодарение» звучит на древнегреческом койне как Εὔδωρος /Евдор/ – имя одного древнегреческого философа и одного из героев «Иллиады» Гомера, буквально означающее «благой дар».
07.06.2019 11:22/читать дальше...
ЧТЕНИЕ – от глагола чтить/читать, который, по данным этимологических словарей, восходит к древнему первокорню *kwi- «что, кто». К этому же корню возводятся такие родственные русские слова, как считать, честь, кто, что, который; английские question «вопрос», query «допрос», which «который», who «кто», why «почему». От корня *kwi- в слове ЧТЕНИЕ остался только звук /ЧЪ/. Второй древний праязыковой корень, обычно не рассматриваемый этимологами в этом и других вышеприведенных словах, - это древнейший корень *tь- «ткнуть», от которого произошел древний корень *tek- «бежать, течь». В сочетании два корнесловных первообраза «кто/что» и «течь» порождают единый образ ЧТЕНИЯ: «единый поток мышления о том, что/кто представляется читающему». По-моему, в славянорусской речи ЧТЕНИЕ неразрывно связано с «обратным» процессом сочинения текстов – ткачества, то есть нанизывания точек зрения сочинителя на единую «красную нить» повествования. Ухватившись и потянув за эту «красную нить», читатель начинает постепенно разматывать клубок образов и мыслей автора, то и дело прерывая чтение, чтобы завязывать узелки в своей памяти. Звукосочетания или, точнее, слоги ЧЪТ и ТЪЧ, являются «перевертышами». Чтение-ЧЪТ называет поток мыслей и образных представлений, направленный от авторского текста через восприятие читателя в мир. Осмысление автором точек-ТЪЧ зрения (мировоззрения) - это поток мышления, движущийся в обратном направлении: из мира в сознание. Наблюдаемый сочинителем текста мир влияет, то есть вливается как поток живых впечатлений через языковые имена вещей (лексикон) в душу автора. Затем, из исполненной вдохновением души, поток мыслей изливается в звуках и буквах в виде единого текста. В древнегреческом языке есть глагол, родственный второй части слова ЧТЕНИЕ: τίκτω /тикто/ «вынашивать, порождать, производить на свет». Этимологи возводят его к корню *teḱ-, от которого также произошли слова τέκτων /тектон/ «плотник, строитель» и τέχνη /текхне/ «искусство, техника». «Ада́мъ же позна́ Е́ву жену́ свою́, и заче́нши роди́ (в греческом тексте ἔτεκεν /итикин/ - форма глагола /тикто/) Ка́ина и рече́: стяжа́хъ человѣ́ка Бо́гомъ. И приложи́ роди́ти (τεκεῖν /тикейн/) бра́та его́, А́веля. И бы́сть А́вель па́стырь ове́цъ, Ка́инъ же бѣ́ дѣ́лаяй зе́млю» (Книга Бытия, 4:1-2). В греческом тексте также знаменательно слово, переведенное на славянский как «заченши»: συλλαβοῦσα /силлабуса/, то есть «сложивши в единый слог». В английском языке СЛОГ называется syllable /силлабл/ (калька с древнегреческого). Все люди учатся и говорить (порождать тексты), и читать по слогам, складывая согласные и гласные звуки человеческой речи. Иначе говоря, ЧТЕНИЕ зачинается (силлабуса) в слоге, как правило, в открытом простом слоге, представляющем собой сочетание согласия и гласа.
15.05.2019 08:23/читать дальше...
ЗЕВАТЬ – надо ли крестить рот, когда зеваешь? Не суеверие ли это? – Этот вопрос вызывает горячие споры «на полях интернета» среди современных христиан, включая новые поколения священнослужителей и богословов. Чтобы найти разумное объяснение навыку крестить рот при зевке, надо обратиться к древним корням слова ЗЕВАТЬ и к тому первообразному представлению об устройстве носоглотки человека, которое живет в этих корнях. ЗЕВ, «отверстие, ведущее из полости рта в глотку; пасть», восходит к тому же праиндоевропейскому корнесловию, что и русские слова ЗИЯТЬ, РАЗИНУТЬ, РАЗИНЯ. Ранее было раз-зинуть, затем два звука /з/ слились в один. Глагол ЗИНУТЬ – тот же, что и ЗИЯТЬ, только называет он однократное действие.
06.05.2019 10:58/читать дальше...
ФОН – от древнего корня *bʰeh- «говорить, сиять», в котором сочетание звуков /bʰ/ превратилось в единый звук /ф/: φωνὴ /фони/ «гласный звук». На русской почве от звукосочетания /бх/ остался только звук /б/, и от этого древнего корня произросли такие слова, к баять «говорить», байка «сказка», бык «животное, издающее трубный звук». В современный русский язык иноязычное слово ФОН, где /бх/ перешло не в /б/, а в /ф/, пришло из древнегреческого вместе с христианскими текстами Библии. В переводе Ветхого Завета с древнегреческого на славянорусский язык слово ФОН устойчиво переводится как ГЛАС (голос). Отсюда пошло выражение ТРУБНЫЙ ГЛАС, точно передающее первообразное представление о ФОНЕ. В современном русском переводе эта корнесловная связь уже утеряна, поэтому для примера воспользуемся церковнославянским текстом: «Бы́сть же в тре́тiй де́нь бы́вшу ко у́тру (в третий день перед наступлением утра), и бы́ша гла́си (φωναὶ /фонэ/ «гласные звуки») и мо́лнiя и о́блакъ мра́чен на горѣ́ Сина́йстѣй, гла́съ (φωνὴ /фони/) тру́бный глаша́ше зѣло́ (громогласный): и убоя́шася вси́ лю́дiе, и́же въ полцѣ́ (в полку). Изведе́ же Моисе́й лю́ди во срѣ́тенiе Бо́гу (навстречу Богу) из полка́, и ста́ша под горо́ю. Гора́ же Сина́йская дымя́шеся вся́, схожде́нiя ра́ди Бо́жiя на ню́ во огни́, и восхожда́ше ды́м, я́ко ды́м пе́щный: и ужасо́шася вси́ лю́дiе зѣло́. Бы́ша же гла́си (φωναὶ /фонэ/)тру́бнiи происходя́ще крѣ́пцы зѣло́ (трубные гласы, происходящие очень крепкими): Моисе́й глаго́лаше (в греческом тексте ἐλάλει /элали/«говорил», о есть произносил и гласные, и согласные звуки речи), Бо́гъ же отвѣщава́ше ему́ гла́сомъ (φωνῇ /фони/ - только гласным звуком, или трубным гласом)» (Книга Исхода, 19:16-19). Почему важно различать ФОН как «гласный звук» или «трубный глас», и согласные звуки человеческой речи? – Гласный звук всегда произносится на выдохе, буквально являясь свободным исхождением духа. Он не только и не столько сообщает информацию в составе фонетического слова, сколько изъявляет волю произносящего, неся в себе его энергию - силу духа. Глас Божий (ФОН) требует нашего подчинения Воле Божьей и согласия, но сам он не несет в себе согласных звуков. Человек сотворен богоподобным, поэтому гласные звуки-ФОНЫ, издаваемые нами, являются духовным деланием: свободным волеизъявлением человеческого духа. Согласные звуки образуются иначе: как препятствия, сдерживающие и ограничивающие наше волеизъявление. Каждый согласный звук – это результат сдерживания, обуздания воли и управления ею: артикуляции. Без согласных звуков человеку буквально не хватило бы духа, чтобы докричаться до других и построить внятную речь.
06.05.2019 10:45/читать дальше...
Страницы:
[
1
]
[
2
]
[
3
]
[
4
]
[
5
]
[
6
]
[
7
]
[
8
]
[
9
]
[
10
]
[
11
]
[
12
]
[
13
]
[
14
]
15
[
16
]
[
17
]
[
18
]
[
19
]
[
20
]
[
21
]
[
22
]
[
23
]
[
24
]
[
25
]
[
26
]
[
27
]
[
28
]
[
29
]
[
30
]
[
31
]
[
32
]
[
33
]
[
34
]
[
35
]
[
36
]
[
37
]
[
38
]
[
39
]
[
40
]
[
41
]
[
42
]
[
43
]
[
44
]
[
45
]
[
46
]
[
47
]
|