ВЕТЕР - от трех древних корней: основного *we- «веять» и дополнительных (суффиксальных) *tь «течь» и *rъ «разделять». В этимологических словарях выделяют только корень *we- «веять». Единое корнесловное представление ветра: «веяние, разделяющее течения». В русском языке признают однокоренным глагол веять, в немецком – wehen /вехен/ «дуть»; в английском – существительное wind /винд/ «ветер», созвучный глагол wind /вайнд/ «заводить механизм путем вращения ключа», weather /везер/ «погода»; в санскрите однокоренным является वात /вата/ «ветер». Этимологически близкими слову ветер являются слова, восходящие к образу «вить»: вихрь, вьюга, вьюн, вихлять, веха (изначально веха - это «свитый воедино пучок соломы»). В научной этимологии принято связывать первокорень *we- с образом «дуть» - ветер дует. Образ «вить» ученые связывают с иным восстановленным праиндоевропейским корнем *uei- «вращать, гнуть». Такое представление вряд ли верно, поскольку глагол дуть восходит к тому же корню, что и дышать, дыхание, дух и содержит в себе образ прямого движения.
08.08.2018 22:56/читать дальше...
ИДЕЯ – ученые-этимологи возводят это слово к индоевропейскому корню *weid- «видеть». От этого древнейшего корня происходит множество родственных древнегреческих слов, таких как εἴδω /эйдо, позднее - идо/ «видеть», потом «созерцать», ныне «ведать, знать»; εἴδωλον /эйдолон, затем идолон/ «видение, призрак», позднее «подобие, видимость», затем «мысленный образ, призрак», ныне «идол, кумир»; ιδεα «внешний вид, наружность», позднее «видимость, форма». Мифический Аид - Ἀΐδης /Аэйдос, затем Аидос/ буквально переводится как «безвидный», то есть погруженный во мрак. С легкой руки философа Платона в современной культуре это слово воспринимается носителями всех языков в значении «общий принцип», даже «суть». Платон высказал идею о том, что идеи – это чистые формы, прообразы вещей, нисходящие на материю свыше и оформляющие ее. Как заметила одна из современных исследовательниц философии Платона, если бы этот философ дожил до эры христианской культуры, он бы стал говорить не об идеях, а об иконах.
01.08.2018 19:45/читать дальше...
ХАРАКТЕР – древнейшее слово, пришедшее в русский язык в конце 17- начале 18 века, то есть в Петровскую эпоху. Вначале оно произносилось на греческий манер /характир/. В российской научной этимологии принято ограничиваться в выявлении древних корней этого слова тем, что оно восходит к древнегреческому χαρακτηρ /характир/ «черта, примета, знак». Мы и сейчас говорим о «чертах характера», или о «характерной черте» какого-либо человека предмета или явления. Характеристика человека, или производственного процесса, или продукта устойчиво определяется как свойственная ему «совокупность отличительных черт». Смысловая близость и фонетическое созвучие слов характер, карта («начертание»), черта (древнее закономерное чередование согласных х/к/ч и гласных а/е), позволяет предположить, что черта и характер – это этимологически однокоренные слова. По-моему, все они восходят к единому древнейшему первообразу. Российская этимологическая наука традиционно возводит слово черта к древнему корню *(s)ke-r «резать, рубить, отделять», где *(s) – приставка, а –r – расширитель. Этот корень чрезвычайно плодоносен.
25.07.2018 20:48/читать дальше...
БАЯТЬ – от древнего корня*bha- «сиять». однокоренное с русскими байка, баю-бай, басня, баян, баюн. В русской мифологии с байками и баснями связан образ кота-баюна, живущего в избушке на курьих ножках у Бабы-Яги. Убаюкивать корнесловно означает усыплять (однокоренное с успение, усопший, спать). Тех, кто поддается усыпляющему взгляду кота-баюна, он убивает и пожирает, но изловить его – удача, потому что его сказки исцеляют от недугов и делают человека вещим – пророком и целителем. В санскрите есть два однокоренных с баять слова: भाति /bhаti/ «сиять, светить» и многозначное भाषते bhаsate «говорить, сказывать, являть (ся)». Есть еще и третье древнее санскритское слово, однокоренное с русскими казать, сказать, показать: काशते kаzate «сиять, становиться видимым, являться». Очевидно то же родство образов, что и в русских словах байка и сказка: и там, и там – древнейший праязыковой образ сияния – пролития света, истечения животворной силы. На почве греческого, латинского и германских языков звукосочетание [bh] закономерно перешло в [ph] и, позднее, в единый звук [f]. Поэтому этимологи легко узнают корень *bha- в таких словах, как греческие φωνέω /phōnéō - фонео/ «говорить, сказать», φῶς /фос/ (родительный падеж φωτός /фотос/),Φήμη /феми/ «репутация, слухи, молва»; латинские Fama /фама/ «молва, античная богиня слухов и сплетен», fantasia /фантазия/, и еще великое множество слов, связанных с образом сияния, отраженного света, говорения и искажения действительности.
11.06.2018 20:03/читать дальше...
ЧЕРТА – от основного древнего корня *(s)ker-/kьr- «резать, сечь, рубить, отделять», того же, что и во множестве русских слов с внутренним образом отделения, отсечения части от целого, к примеру: скорняк, шкура, кора, корнать, корень, чертить, черпать, чиркать, скрести, скорлупа; в латинских cortex «древесная кора, кора головного мозга», character /характер/ «выгравированный, вырезанный на теле знак, отметина; позже «отличительная черта»; в древнегреческом χαρακτηρ «отличительная черта, знак»; в санскритском चित्र /читра/ «рисунок, чертеж». Второй, дополнительный древний корень *tъ-/*tь- обычно упоминается этимологами только как пустой «расширитель». По-моему, он восходит к первообразу течения – «течь, ток». Этот древнейший первокорень присутствует в таких в русских словах, как ток, точить, точка, текст, текстиль, тереть («сочетать течение с резанием); в древнегреческом τίκτω /тикто/ «произвести на свет, родить ребенка», τόκος «роды»; в санскритском त्रुटति /трутати/ «быть отделенным, оторванным».
26.05.2018 22:33/читать дальше...
ЧЕЛОВЕК – от двух древних корней: * kuel- «клан, рой» и *ueik- «энергичное проявление силы, развитие». Все другие попытки объяснить внутреннюю образность происхождением от того же корня, что и слово (якобы «словек», как у А.С. Шишкова); от того же корня, что санскритское चित्त /читта/ «дума, мысль» (как у А.С. Хомякова), представляются менее убедительными. Хотя, внутренняя корнесловная связь между человек и слово, человек и честь (мнение, мысль) сильна и обусловлена близостью к единому первообразу: «сосуд, вместилище духовных сил, храм живого Бога». Первый корень* kuel- /куел/ – тот же, что и в санскритских словах कुलज /кулайа/ «потомок», कुल /кула/ «клан», कुलगोत्र /кулаготра/ «семья и племя, род». Этот корень связан с образом роя, многослойного клубка, в сердцевине которого пребывает сила, порождающая всех родственных друг другу членов этого живого единства. Будучи малым и немощным как отдельная особь, человек всемогущ и велик, когда он связан с Богом и всеми своими предками, потомками, современниками: с человечеством.
13.05.2018 22:09/читать дальше...
ХЛЕБ – одно из наиболее спорных в этимологическом отношении слов. Согласно общепринятой в современном академическом языковедении версии немецких этимологов, хлеб – заимствование в славянские и финно-угорские языки из мертвого готского языка. Готский язык немецкие языковеды отнесли к семье германских языков, что, в свою очередь, весьма спорно и, на мой взгляд, недостоверно. В готском языке действительно есть слово hlaifs «хлеб», но нет никаких научных оснований для того, чтобы воспринимать это слово как более древнее, чем однокоренные исконно русские хлебать, похлебка, хлеб; болгаркое хляб, сербохорватское хлȅб, хљȅб, словенсое hlẹ́b, чешское chléb, словацкое chlieb, польское chleb, верхне-лужицкое khlěb, нижне-лужицкое chlěb. Скорее, не готы с их hlaifs научили весь славянский мир печь и жевать свой хлеб, а наоборот. Тем более, что есть веские основания предполагать, что само слово гот происходит от того же древнейшего праязыкового корня, что и славянорусское ход, ходить – «пеший воин».
11.05.2018 06:50/читать дальше...
СКАНДАЛ – от древнего корня *skand- «спотыкаться». От этого же корня происходит глагол сканировать – буквально, «цепляться взглядом за точки преткновения». К этому же корню восходит санскритское स्कन्दति /skandati/ «споткнуться и упасть». Оскандалиться корнесловно означает «преткнуться о препятствие и упасть на глазах у всех»; «упасть в чьих-либо глазах». В латыни библейский Камень преткновения называется petra scandali /петра скандали/. О скандале как о гибельном для душ преткновении на жизненном пути предупреждает ветхозаветный пророк Исайя: «Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш! И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены» (Книга пророка Исайи, 8:13-15).
05.05.2018 22:20/читать дальше...
СВИДЕТЕЛЬ – сложное слово, состоящее из приставки с- «вместе», основы «видь», восходящей к древнему корню *u(e)id- «видеть», и дополнительного корня (суффикса) -тель, обозначающего «лицо, совершившее определенное действие». Единое корнесловное представление о свидетеле: «лицо, видевшее событие в том месте, где оно произошло». Главная опасность для свидетеля заключается в том, что человеку свойственно видеть не то, что есть и действительно происходит, а то, что ему кажется, представляется истинным. Правдивость показаний свидетеля зависит не только от того, был ли он на месте в момент происшествия, но, главным образом, от его представлений об истине, об участниках произошедшего события и о самом событии. Верующий и чистый сердцем человек будет свидетельствовать о чуде Божьем одно, неверующий и ненавидящий Бога – совсем другое. Требование воздерживаться от ложных свидетельств издревле является одной из главных Заповедей Закона Божьего.
03.05.2018 20:32/читать дальше...
НЕДУГ – сочетание приставки не- «отрицание» и основного корня -дугъ «сила». Корень дугъ – тот же, что в слове дюжий «здоровый, сильный». В основе лежит древний корень *dog/deg «гнуть, давить» с носовым гласным. Древнерусское слово дягъ, также происходящее от этого корня, означает «ремень», буквально «то, что стягивает, сжимает». От этого же корня происходят современные слова дуга, радуга, которые корнесловно означают «стянутое воедино, свод» (свод небес). Здесь скрыт первообраз покрова, сведения, собирания под единый кров путем сгибания или склонения, которое вызывает внутреннее напряжение в каждом склоняемом, будь то дерево или человек. В древне-прусском языке однокоренное с дугъ и дуга слово dangus /дангус/ означает «небо» (буквально, «свод неба»). Некоторые ученые относят к этому же корню тюркское имя собственное Тэнгри «Небо, бог» - название религии и горы Хан Тэнгри «властелин неба». В китайском языке от этого же корня произошло слово тянь «небо» и название горной страны天山 (Тянь-Шань).
02.05.2018 14:46/читать дальше...
Страницы:
[
1
]
[
2
]
[
3
]
[
4
]
[
5
]
[
6
]
[
7
]
[
8
]
[
9
]
[
10
]
[
11
]
[
12
]
[
13
]
[
14
]
[
15
]
[
16
]
[
17
]
[
18
]
[
19
]
20
[
21
]
[
22
]
[
23
]
[
24
]
[
25
]
[
26
]
[
27
]
[
28
]
[
29
]
[
30
]
[
31
]
[
32
]
[
33
]
[
34
]
[
35
]
[
36
]
[
37
]
[
38
]
[
39
]
[
40
]
[
41
]
[
42
]
[
43
]
[
44
]
[
45
]
[
46
]
[
47
]
|