Слова:

КРОВЬ –от древнего корня *kreue «внутренняя жидкость сырого мяса». Однокоренные древнее славянское кры «кровь»; англ. cruel «жестокий», raw «сырой (о мясе)»; санскритское क्रविस् (красвис) «сырое мясо». Слово мясо, по данным английских этимологов, восходит к древнему корню *mad- «слизь, влага», тому же, что и в латинском madere «быть пьяным, раскисшим, в состоянии «развезло».


14.05.2017 22:11/читать дальше...

БЛИЗКИЙ – от древнего корня*bhlig- «бить, ударять». Родственные слова близна «рубец на теле от раны или язвы», ближний «тот, кто рядом» (следовательно, может дотянуться и ударить рукой), вблизи, близнец (в средние века - «близкий кровный родственник»); чешское blizna «родимое пятно»; латинское конфликт «совместное нанесение ударов, столкновение» (fligere означает «бить»).


10.05.2017 21:58/читать дальше...

СВЕТ – от древнего корня*kwei- «сиять». К этому же корню, но с другим расширителем *kwei(n) имеет отношение «ветвенно» родственное слово святой. Другие однокоренные слова в русском языке цвет, просвещение. Имя существительное СВЕТ устойчиво сочетается с прилагательным белый, которое восходит к иному древнему корню *bʰēl- «теряющий свой цвет». Этот корнесловный образ гаснущего СВЕТА и увядающего ЦВЕТА сохранился в однокоренных русских словах бледный, блекнуть. Есть он и в, казалось бы, противоположном по смыслу слове блестеть. По-видимому, наши предки изначально различали два рода СВЕТА: невечерний немеркнущий свет, исходящий от источника (к примеру, Солнечный), и вечерний гаснущий, который отражается от поверхности вещей и блекнет, поскольку в нем нет силы источника. В этой логике белым является отраженный, сотворенный и временный СВЕТ звезд, или выцветающий со временем цвет материальных вещей. «И я взглянул, и вот, конь бледный (в древнегреческом текстеχλωρός /хлорос/, где хлой – это «желтый, зеленый, золотой», которому суффикс -ръ придает значение разделения. Буквально, «лишенный цвета», как в слове «хлорка») и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными. И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые (в греческом текстеλευκή /левке/, того же корня*lewk- «излучать, лить свет», что и левкас, луч) и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Апокалипсис, 6:8-11). В санскрите образованное от корня *kwei- и однокоренное со СВЕТ слово श्वेत /швета/ означает «белый, светлый, блестящий». В английском языке от этого же корня происходит слово white /уайт/ «белый». В славянских и в русском языке от корня *ḱwei – произошли слова *květъ /квят/ «цветок», ЦВЕТ и, главное, СВЯТОЙ. Здесь есть расхождение языковых представлений разных народов: одни принимают за истинный СВЕТ белый вещественный цвет, а другие называют СВЕТОМ в отличие от белого и любого другого цвета, невечерний СВЕТ святости Слова Божия, которым порождены все вещи, все цвета и цветы. От начала Творения СВЕТ Слова Божия вечно светит во тьме, горя и не сгорая: «Въ нача́лѣ бѣ́ сло́во, и сло́во бѣ́ къ Бо́гу {у Бо́га}, и Бо́гъ бѣ́ сло́во. Се́й бѣ́ искони́ къ Бо́гу {у Бо́га}: вся́ тѣ́мъ бы́ша, и безъ него́ ничто́же бы́сть, е́же бы́сть.Въ то́мъ живо́тъ бѣ́, и живо́тъ бѣ́ свѣ́тъ (φῶς /фос/) человѣ́комъ: и свѣ́тъ (φῶς/фос/) во тмѣ́ свѣ́тится, и тма́ его́ не объя́тъ. Бы́сть человѣ́къ по́сланъ от Бо́га, и́мя ему́ Иоа́ннъ: се́й прiи́де во свидѣ́телство, да свидѣ́телствуетъ о свѣ́тѣ (φωτός /фотос/) , да вси́ вѣ́ру и́мутъ ему́ {да вси́ увѣ́руютъ чрезъ него́}. Не бѣ́ то́й свѣ́тъ (φῶς /фос/), но да свидѣ́телствуетъ о свѣ́тѣ (φωτός /фотос/): бѣ́ свѣ́тъ (φῶς /фос/) и́стинный, и́же просвѣща́етъ (φωτίζει /фотизэ/) вся́каго человѣ́ка гряду́щаго въ мíръ: въ мíрѣ бѣ́, и мíръ тѣ́мъ бы́сть, и мíръ его́ не позна́» (От Иоанна, 1:4-10). В приведенном тексте начала Евангелия от Иоанна древнегречесий оригинал везде называет СВЕТ словом φῶς /фос/. Как и фосфор «несущий свет», фотография «светописание», слово ФОС восходит к древнему корню *bʰeh- «излучать свет, быть источником сияния». В древнегреческом языке однокоренными являются φαεινός /фаэйнос/ «сияющий, блистающий», φάω /фао/ «светить, сиять», φαίνω /файно/ «сиять, излучать блеск». СВЕТ Слова Божия светит, а сотворенный Словом Божиим белый свет – светится этим преломленным светом и всеми цветами радуги. 


10.05.2017 21:51/читать дальше...

ТЯЖЕСТЬ / ТЯГА / ТЯНУТЬ – происходит от древнего корня*ten- «напрягать, навешивать груз».  К этому же корню восходят родственные слова тон, тонкий, тенета («силки, сеть для ловли птиц»)латинские интонация, тонус; английское tune (тьюн) «мелодия, мотив»; итальянское тенор; греческое тенос «сухожилие». В древнем тексте евангельской притчи о злых виноградарях работники виноградника именуются тяжателями.


10.05.2017 21:12/читать дальше...

ТЬМА – ученые говорят о происхождении этого словаот древнего корня*tem(e) «мгла». К этому же корню возводят русские слова темный, затмение; английские tenebrae «мгла, темнота», temerity «тупость, безразличие»санскритское तमस् (тамас) «тьма невежества, лень». Проявление в этом слове следов древнего носового звука «юс» в виде сочетания мьн (темен, темный) свидетельствует о его происхождении от двух древних корней *tь «течь, ткать» и *mьn «мнить». 


10.05.2017 20:54/читать дальше...

ТЕНЬ – вопрос о древних корнях этого слова решается учеными двояко. Одни возводят его к корню *tem(e) «мгла» – тому же, что в тьма, темный; английское tenebrae  «мгла, темнота». Другие ученые утверждают, что тень, ранее - стень восходит к корню *skai- «сияние», от которого происходят слова сиять, сень, стена, сени; английское shine «сиять». 


08.05.2017 11:15/читать дальше...

СЕЯТЬ – древний корень *se(i) «зарождать, зачинать» –тот же, что и в сито, семя, сев; в английском Sow «сеять», в санскритском सीता (sita) «борозда». Сеятель сеет особые, отборные семена, способные не только прорасти, но и принести наибольший урожай. Приставочный глагол просеивать означает «пропускать через сито», то есть тщательно отбирать, отбрасывая негодные семена. Узкие врата в Царство Небесное подобны «Игольным ушам» - самым узким вратам в стенах древнего Иерусалима, через которые было невозможно проехать на верблюде.


07.05.2017 21:54/читать дальше...

УСТА – от древнего корня *ous/eus«устье реки, рот».  Речь, которую изрекают уста, подобна воде в реке или в ручье, в народном представлении она льется и течет. Праславянское *ustа — форма множественного числа, потому что здесь две части образуют одно целое.  Наряду с местом впадения в иной водоём  древние слова устье и однокоренное  усть  означали и  начало течения реки —исток, верховье. 


07.05.2017 21:42/читать дальше...

СЧИТАТЬ – сочетание двух древних корней:приставочный съ(со-) «вместе» и *kuit- (квит) «мышление, наблюдение, понимание» - того же, что и в честь, чтение, почет, число, квитанция. Санскритское *cetati означает «наблюдает, понимает». Единое представление: «совмещать мысли и наблюдения». Говоря о своем понимании и точке зрения, мы часто произносим в одном и том же смысле: «я так вижу», «я так понимаю», «я так считаю».


07.05.2017 21:34/читать дальше...

УЧИТЬ – от древнего корня*euk /*ouk «привыкать», «приручать». К этому же корню восходят близкородственные наука, навык, привычка, обычай, обвыкнуть. Слово привыкание имеет близкое смысловое родство с привязанностью, так же как обычай с приверженностью, навык с привитием. Цель научения и навыкания – совершенство. Единое древнее представление, объединяющее глаголы учить, вязать, вить, вершить, вергнуть: вертикальное вращение, восхождение потока мысли снизу-вверх по спирали. 


07.05.2017 21:25/читать дальше...
Страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] 30 [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ]