ЖДАТЬ – одного корня с более архаичным (близким к первоначальному языку) глаголом ГОДИТЬ, точнее, *гъдить, в котором после выпадения краткого гласного /ъ/ произошел переход согласного звука /г/ в звук /ж/, и получилось *ЖДИТЬ – ЖДЕТ – ЖДАТЬ. Память о том, что между /ж/ и /д/ в этом слове когда-то чередовались разные гласные звуки, сохраняется в этимологически однокоренных словах ожидать, годить, годность, негоже (так делать); год, погода, погожий, угодить, угождать. Дошедшее до наших дней древнее устойчивое словосочетание НЕЖДАННО-НЕГАДАННО указывает на близкое «ветвенное» родство этого гнезда слов с глаголом ГАДАТЬ. Этимологи восстановили древний корень глагола ЖДАТЬ/ГОДИТЬ в виде *ǵʰewd- «излить (на), окропить влагой», а глагола ГАДАТЬ: *ǵʰed- «вбирать, впитывать (влагу)».
14.05.2020 00:55/читать дальше...
КОНФЕССИЯ – от латинского глагола confiteri /конфитери/ «сознавать», в котором легко выделить приставку cum /кум/ с ее вариантами co- /ко/, com- /ком/, con- /кон/ «с, вместе». Основная часть fiteri/fateri «сообщать, говорить» происходит от древнего корня *bha- «высказывать», того же, что и в русских баять, байка, кот-баюн; в древнегреческом φήμη /фḗме/ «я высказываю»; в латинских fāma /фама/ «молва, известность» и fātum /фатум/ «судьба, то, что предсказано». Корнесловный образ *bha- следует определить именно как «высказывать» (хотя этимологи, воссоздавшие этот корень, пишут «говорить»), потому что все, что мы говорим вслух, произносится на выдохе. То, что выдыхается буквально является исхождением духа человека – проявлением его внутренней духовности. Так что корнесловно КОНФЕССИЯ представляет собой совместное вероисповедание той духовности, которая объединяет людей: единодушия.
13.05.2020 18:14/читать дальше...
ВЕСНА – ученые восстановили древний корень этого слова в виде *wós(r̥) «весна». Однокоренными являются санскритские वसन्त /васантá/ «весна» и वासर /васара/ «день, утро»; древнегреческое ἔᾰρ /éaр/ «весна»; латинское ver /вер/ «весна», литовское veĩsti «плодить, разводить». В русском языке этимологически однокоренным является слово ВЕСЕЛЫЙ. Образ ВЕСНА - «Пора веселья» слишком размыт и не обоснован корнесловно, но никаких других надежных данных в этимологических исследованиях нет. Все сходятся на том, что «весна – это весна». Прием этимологизирования такого рода весьма распространен, особенно, когда речь идет о словах «с неясной этимологией», связанных с религией и мистикой. ВЕСНА и ВЕСЕЛЬЕ – именно такие слова. Главные события Евангелия, связанные с наступающей эрой Лета Господня благоприятного: воскрешение Лазаря, Тайная Вечеря, Распятие и смерть Христа, Его погребение, Воскресение и явление Воскресшего Христа апостолам, происходят именно ВЕСНОЙ, с марта по май.
13.05.2020 17:41/читать дальше...
ОСЬ – от древнего корня *(h)eǵ- «направлять, притягивать», того же, что и в древнегреческих словах ἀγός /агόс/ «вождь, предводитель», ἄγρα /агра/ «охота, ловля», ἄξων /аксон/ «ось»; в санскритском अक्श /akṣa/ «ось», अज /ajá/ «вождь, водитель». Этим же словом अज /ajá/ называют еще луч солнца, или путеводный луч. В латыни к этому же корню восходят родственное слово axis /аксис/ «ось, Небеса». Кроме слова ἀγός /агόс/ «вождь» в древнегреческом языке было созвучное, но иначе акцентированное (акцент= ударение) слово ἄγος /áгос/ «преступление, грех», которое те же этмологи возвели к корню *(he)gо- «ошибка», относя к нему еще и санскритское आगस् /ā́гас/ «скандал, досада». Есть ли разница между древними корнями *(h)eǵ- «направлять, возглавлять» и *(he)gо- «ошибка»? – Ученые не дают определенного ответа на этот вопрос, хотя логика родства ОСИ, «вождя» и «ошибки» ясна: нельзя ошибаться, направляя идущих за тобой людей!
13.05.2020 17:25/читать дальше...
ПРОМЫСЕЛ / ПРОМЫСЛ – состоит из двух частей: приставочная про- и основная мысл(ь). С одной стороны, в церковном обиходе издревле употребляется наречие ПРОМЫСЛИТЕЛЬНО «судьбоносно», а с другой, в миру – ПРОМЫСЛОВИКИ занимаются своими ПРОМЫСЛАМИ, из которых складываются разные отрасли легкой и тяжелой ПРОМЫШЛЕННОСТИ. Являются ли эти слова исторически однокоренными, или они произошли от разных основных корней, но со временем обрели сходное звучание и написание? Все мы чем-либо промышляем и зависим от высшего Промысла, так что будем разбираться в соотношении ПРОМЫШЛЕНИЯ и ПРОМЫШЛЕННОСТИ, исходя из древних текстов.
04.05.2020 15:43/читать дальше...
ИНТЕРЬЕР – в русский язык этот термин пришел из французского совсем недавно: в двадцатые годы двадцатого века. Происходит этот термин от латинского *interrō /интерро/ «хороню, прячу в землю»: от in- /ИН-/ «в, внутрь» + terra /ТЕРРА/ «земля». В латыни и в современном английском языке имя прилагательное interior /интериор/ означает «внутренний, глубинный». По сути, каждое помещение, созданное или выбранное человеком для того, чтобы жить внутри него, является ИНТЕРЬЕРОМ: пещера, землянка, деревянные или каменные хоромы/храмы (одного корня с хоронить/хранить). Созданное из праха земного человеческое тело корнесловно тоже представляет собой ИНТЕРЬЕР: храм, в котором пребывает душа и дышит дух на протяжении земной жизни. Частями внутреннего убранства – ИНТЕРЬЕРА храма человеческого организма являются все внутренние органы, а также жидкие среды: кровь, лимфа, вода.
04.05.2020 14:24/читать дальше...
ВКУС – приставочное образование от КУСАТЬ, Приставка несет В- себе образ проникновения внутрь. Наряду с приставкой В- «внутрь» надо вспомнить и антонимичную приставку ИЗ- «изнури наружу», породившую такие слова, как ИСКУСНЫЙ, ИСКУССТВО, ИСКУШЕНИЕ. В основе КУСАТЬ важно видеть наличие носового звука, который еще сохранялся в славянском кѫсати с носовым ѫ «юс». Носовой звук «юс» несет в себе образ произношения со сжатыми зубами – сквозь нос. Когда вкушают пищу, сжимают зубы, чтобы откусить свой кусок. Этот образ точно передается в поговорке «Это тебе (не) по зубам». Основной корень –КУС восходит к древнему носовому *kǫ̑sъ /конс/ «кусок, оторванная частица». Однокоренными ученые считают древнегреческие κνώδων /knódon/ «нож, левие»; κνώδαλον /knṓdalon/ «дикий зверь, хищник». В санскрите от этого же корня произошло слово खादति /khā́dati/ «жевать, откусывая», которое со временем стало переосмысляться как «поедать» и даже «убивать».
04.05.2020 14:14/читать дальше...
ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССОР – сразу заметим, что, по данным научной этимологии, однокоренные термины ПРОФЕССОР и ПРОФЕССИЯ порождены древнегреческим словом προφήτης /профетес/ «прорицатель». Они пришли в русский язык из немецкого и французского в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Славянская калька, снятая монахами-переводчиками Священного писания с греческого προφήτης, в точности повторяет строение и логику исходного слова: приставка ПРО- + основа –РОКЪ «речение, течение речи, произносимое во вне» = ПРОРОК, или «прорицатель». Приставка ПРО- «проникновение прямым путем сквозь препятствие» является здесь той же, что и в греческом προ-, и в немецком и во французском.
24.04.2020 22:22/читать дальше...
ЦАРЬ – слово, однокоренное с цезарь, кесарь, кайзер, кайсар, восходит к двум древним корням: *k(h)ewd- «проникать к цели, разрывая ее покровы» и *(w)her- «править, делать (путь) прямым». Этимологи восстановили однокоренное протогерманское слово *kaisaraz /кайсараз/ «царь», в котором особый интерес представляет проявление второго древнего корня *(w)her- в виде -raz. Думаю, что в сочетании этих корнесловных образов скрыто представление о верховном правителе, проникающем при помощи жертвоприношения в иной мир, чтобы возвратиться и сплотить народ вокруг себя. Первый корень *k(h)ewd- «проникать к цели» тот же, что и в русском слове кинуть, кидать; в болгарском ки́на «рву»; в немецком schießien /шизен/ «стрелять», в английском shoot /шут/ «стрелять»; санскритском चोदते /кодате/ «одушевлять»; в древнегреческом Σκύθης /скифы/ «проникающие, быстро передвигающиеся», то есть «кочевники, быстро проникающие в чужие земли». Слияние звуков /к/ и /с/ (/к/ай/с/ар) в единый согласный /ц/ в первой части ЦА-, по-моему, указывает на присутствие в древнем корне, восстановленном учеными как *k(h)ewd- , образа «союз, собрание, соединение раздельных частей в единую суть». Слог русского слова ЦА- сложен из двух слогов «ке-/кай» и «са» предшествовавших ЦАРЮ слов кесарь и кайсар. «Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом. Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, – все погибнут, говорит Господь. Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать (греческое συναγαγεῖν /синагагейн/) все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою» (Книга пророка Исайи, 66:16-18). «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав (συναγαγὼν /синагагон/) всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?» (От Матфея, 2:1-4). В древнегреческом исходном тексте Евангелия вместо русского перевода ЦАРЬ везде стоит слово βᾰσῐλεύς (/басилеус/ или /василиеус/). ЦАРЬ собирает свой разрозненный народ воедино. Он же собирает и посылает своих воинов на брань с врагами, которые разобщают народ его царства: «Поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают (συλλέγεται /силлегетэ/) плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (От Матфея, 13: 37-43). Образ «собирание воедино» в этимологии первого корня слова ЦАРЬ подразумевает не только собирающего (самого царя), но и всех подданных его царства, которые должны собираться и собирать других вместе с ним: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие. Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает (συνάγων /синагон/) со Мною, тот расточает» (От Матфея, 12: 28-30). Итак, как ЦАРЬ невозможен без собрания воедино всех подданных своего царства, так и единство как народа, так и внутреннего духовного мира человека невозможно без ЦАРЯ. Во втором древнем корне слова ЦАРЬ, *(w)her- «править, делать (путь) прямым», содержится тот же корень, что и в латинских именах существительных regnum /регнум/ «царство» и Rex /рекс/ «царь».
24.04.2020 22:07/читать дальше...
ЯЙЦО – согласно общему мнению российских ученых этимологов, восходит к древнему общеславянскому корню aje «яйцо», родственному с древненемецким ei («яйцо»), с греческим oion и латинским ovum «яйцо». То есть, по мнению наших ученых яйцо – это яйцо. Правда, в одной из наиболее современных статей наших этимологов указно, что «Неоднократно предполагали родство с латинскому avis «птица», греч. ἀετός «орел» (https://lexicography.online/etymology/я/яйцо). В поисках корнесловных образов, скрытых в слове ЯЙЦО, приходится обратиться к последним изысканиям зарубежных этимологов, которые и будут рассмотрены в начале данной статьи. Древнегреческое слово ᾠόν /ōión/ ученые возводят к древнему корню *hōwyóm /хоуйом/ «яйцо», который предположительно происходит от *héwis /хеуис/ «птица». Помимо корневого родства с ᾱ̓ετός /āetós/ «орел» авторы этой гипотезы считают родственным и οἰωνός /oiōnós/ «вещая птица», «буревестник (?)». Поскольку ЯЙЦО- ᾠόν /ōión/ является одним из ключевых в образной символике Евангелия, предлагаю читателю немного помучиться и вникнуть в его корнесловие поглубже, чтобы, согласно латинской поговорке, получить возможность воспринять первый выпуск словаря «Глаголъ» ab ovo «от ЯЙЦА»: «от начала до конца». Миф о сотворении мира из ЯЙЦА свойствен культурам множества народов. Из яйца рождается или Вселенная, или верховное божество, творящее вселенную. Традиция красить яйца, украшая их особым орнаментом, имеет многотысячелетнюю историю. В Африке найдены украшенные резьбой страусиные яйца, возрастом около 60 000 лет. Расписанные страусиные яйца, а также золотые и серебряные, часто встречаются в захоронениях древних шумеров и египтян, датируемых вплоть до начала III тысячелетия до Рождества Христова. Само слово Египет по моему предположению, основанному на исследованиях многих ученых, родственно ЯЙЦУ: hut-ka-ptah /хут-ка-птах/. Пиктограмма (картинное письмо) с похожим звучанием была найдена среди древнейших Египетских надписей. Даже сейчас Египет, точнеее, Еги-Птах переводится учеными как «страна бога Птаха», которого изображали пернатым, часто с головой орла (ᾱ̓ετός /āetós/ «орел» - слово, однокоренное с ЯЙЦО). Заметим, что имя божества с головой орла Птах и родственное древне-русское название птицы птах (мужского рода) восходят к тому же корнесловию, что и прибалтийские названия ЯЙЦА: литовское раũtаs /паутас/ «яйцо» и латышское pàuts «яйцо».
14.04.2020 09:45/читать дальше...
Страницы:
[
1
]
[
2
]
[
3
]
[
4
]
[
5
]
[
6
]
[
7
]
[
8
]
[
9
]
10
[
11
]
[
12
]
[
13
]
[
14
]
[
15
]
[
16
]
[
17
]
[
18
]
[
19
]
[
20
]
[
21
]
[
22
]
[
23
]
[
24
]
[
25
]
[
26
]
[
27
]
[
28
]
[
29
]
[
30
]
[
31
]
[
32
]
[
33
]
[
34
]
[
35
]
[
36
]
[
37
]
[
38
]
[
39
]
[
40
]
[
41
]
[
42
]
[
43
]
[
44
]
[
45
]
[
46
]
[
47
]
|