МИР – от древнего корня *mei-/moi-/mi- «кроткий, смиренный», того же, что и в милый. Конечный согласный –р в этом слове, называемый учеными расширителем, вероятно, является дополнительным древним корнем (суффиксом) –ръ «резать, разделять, разрешать». Единое исходное представление, связанное со словом МИР: пребывание в согласии, единодушии, любви и покое, а также разделение с дикой враждой, неукрощенной стихией и буйством.
23.12.2017 15:51/читать дальше...
СПАСТИ – восходит к сочетанию двух древнейших первокорней: приставочного *sъn-/sъm «совмещение, соединение» и основного *pā- «питать, кормить, защищать». От корня *sъn-/sъm- (ранее в нем был носовой звук «юс») произошли русские приставки с/со- (как в словах снять, соединить, снедь «пища», союз) и су- (как в словах сугубый, суть); такие санскритские слова, как संहिता /saṁhitā/ «собрание, союз», संधि /saṅdhi/ «соединение, слияние, сустав», समाधान /samādhāna/ «складывание вместе, соединение, сосредоточение, приведение в порядок»; латинская приставка com (как в коммуна «община», или коммерция «общий рынок»); английское communion (комъюнион) «причастие».
09.12.2017 15:05/читать дальше...
УРОК – сочетание приставки у- и слова рок «речь, говор». Приставка и предлог у восходит к древнему корню *au «прочь, долой, вниз». К этому корню восходит санскритское слово अवरतस् /avaratas/ «позади, вниз». От своего древнего корня приставка у- унаследовала способность придавать глаголам и отглагольным существительным значение полного устранения препятствий, исчерпывающего завершения действия: удалить, убрать, укротить.
25.11.2017 15:55/читать дальше...
СКАЗ – выражение рассказчиком своего мнения, решения, воли от первого лица в разговорной манере. Однокоренные родственные слова сказка, рассказ, пересказ, сказать, скажу. Происходит от основного древнего корня *kueg’- со значением «появляться, становиться видимым, сиять». В сказанном слове, или в рассказе о событиях проявляются и становятся очевидными не события, свидетелем которых стал рассказчик, а личные мнения, решения и воля рассказчика. В сказках рассказчики повествуют о своих отношениях к событиям и героям, пользуясь вымышленными примерами и образами. Ученые определяют жанр сказа как повествование от первого лица, для которого слушатель является вторым, а герой сказки – третьим лицом. Соответственно, цель сказки – повлиять повествованием о герое на слушателя, направляя его волю, мысли и чувства в нужное рассказчику русло.
16.11.2017 23:03/читать дальше...
НАМЕК – сочетание приставки на- и древнего глагола мекать «думать», сохранившегося в приставочных глаголах кумекать, смекать. Приставка и предлог на происходит от древнего корня *an- «сверху», от которого также произошли древнегреческое ἀνά (ана) «вверх»; английское on (он) «на»; имя шумерского верховного божества неба Ану, «отца богов», находившегося в неразрывной связи с богиней земли Ки; санскритское अधि /(adhi) «наверх, сверху, на». Глагол мекать восходит к древнему корню *men «устремлять свой дух», позже «мнить, помнить».
16.11.2017 22:51/читать дальше...
ДОЛЬНИЙ – этимологи возводят это слово к древнему корню *dъhe(l)-. По моему мнению, от этого же корня произошли слова дол, долина, длина, подол, долгий, длительность, долг, и еще множество слов, содержащих образ духовного разделения мира по вертикали на низ (дольний) и верх (горний). Корнесловно, дольний – это отдаленный от Бога и отделенный от вечного существенного мира. О разделении мироздания на горний существенный мир и дольний вещественный мир и об отделении дольнего мира от горнего повествует Библия: «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Бытие, 3:23-24).
11.11.2017 13:51/читать дальше...
ДАЛЕКИЙ – того же корня, что и дальний, долина, длить, длинный, длительный. Мнения этимологов относительно древнего первокорня этих слов неопределенны и противоречивы. Основной спор ведется вокруг попыток разделить родственные слова длить, дол, даль, делить, делать, два как разнокоренные и не связанные единым образом духовного делания. По-моему, ДАЛЕКИЙ восходит к первокорню *dъhe- «дух, дышать». Даль, как и все слова, производные от этого корня, корнесловно восходит к образу духовного разделения, двоемирия. В Библии слова, производные от корня *dъhe-, описывают сотворение мира путем отделения создаваемых вещей силой слова.
06.11.2017 20:38/читать дальше...
САМОЛЮБИЕ – исходное значение первого древнего корня этого сложного слова *sem- определяется этимологами весьма противоречиво:«один; как один; вместе с». В средневековом латинском языке есть производное от этого корня прилагательное similis «такой же, похожий» (сравните с однокоренными словами симулянт или симулятор), восходящее к более древнему латинскому semol «вместе». В русском языке к этому корню восходит часто употребляемое слово сам «один». Все дело здесь в кажущейся самостоятельности человека: каждый, кому кажется, что он сам так решил; что он один идет по самостоятельно избранному пути, ошибается.
06.11.2017 20:08/читать дальше...
БРЕНД – английское brand (брэнд) «клеймо». Один из ключевых терминов современной торговли, связанный с продвижением товаров на мировом рынке и с конкурентной борьбой за любовь и преданность покупателей той или иной фирме. Слово происходит от древнего корня*gwher- «греть (на огне)». От этого же плодоносного корня происходят русские слова гореть, греть, горе, горький; английские burn «гореть», brandy «крепкий алкогольный напиток»; греческое θερμός (термос) «теплый».
28.10.2017 11:22/читать дальше...
СТИЛЬ – от древнего корня *steig- «колоть, бить палкой», того же, что и в русском глаголе стегать «погонять скот хлыстом». Корень *steig-, в свою очередь, происходит от еще более древнего *sti- «палка как орудие». Словом стило древние греки называли заостренную палочку для письма (гравировки) на вощеных табличках. Есть еще однокоренное слово, называющее особый вид кинжалов – стилет. Корнесловно, стилистика – это наука о том, как управлять людьми, (будь то их речь, ношение одежды, манеры поведения, образ жизни в обществе) умело применяя уколы, наносимые их самолюбию, вплоть до той «правды», которая «глаза колет».
28.10.2017 10:57/читать дальше...
Страницы:
[
1
]
[
2
]
[
3
]
[
4
]
[
5
]
[
6
]
[
7
]
[
8
]
[
9
]
[
10
]
[
11
]
[
12
]
[
13
]
[
14
]
[
15
]
[
16
]
[
17
]
[
18
]
[
19
]
[
20
]
[
21
]
[
22
]
[
23
]
[
24
]
25
[
26
]
[
27
]
[
28
]
[
29
]
[
30
]
[
31
]
[
32
]
[
33
]
[
34
]
[
35
]
[
36
]
[
37
]
[
38
]
[
39
]
[
40
]
[
41
]
[
42
]
[
43
]
[
44
]
[
45
]
[
46
]
[
47
]
|