БЕСЕДА – от двух древних корней: приставочного *bhe- «вне, кроме» и основного *sed/sod- «садить, сажать, ставить». Приставочный корень *bhe- - тот же, что в и русском предлоге без; в санскритском наречии बहि /bahih/ «наружу». Словом беседа в древности называли пир, на который приходили гости из вне – внешние (бе-), которых хозяева усаживали (-седа) за свой стол. Если же приглашенный на пир проявлял непочтение к хозяину, его, согласно Евангельской притче, исторгали из числа избранных наружу, вовне, в бездну кромешной тьмы: «И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю (греч. ἐξώτερον /экзотерон/) ; там будет плач и скрежет зубов; Ибо много званых, а мало избранных» (От Матфея, 22:12-14).
13.02.2018 23:36/читать дальше...
ОТВЕТ- от двух древних коней: приставочного отъ- «исток, первоначало творения» и основного –ветъ «высказывание, произнесенное слово», восходящего к древнейшему *wej «выдыхать, веять». Корень отъ – тот же, что в слове отец, в предлоге от. Корень –ветъ – тот же, что в словах вещь, вещать, вече, совет, навет, привет. Родство слов ответ, отвещать (отвечать) с глаголом ведать в современной этимологической науке не признается, поскольку привычка разделять слышимое (высказывание) и видимое (имеющее внешний вид) довлеет над представлением о единстве и родстве определяющего вещь слова и определенной словом вещи. Попытки возвести вещатъ и ведать к разным корням неубедительны.
13.02.2018 23:27/читать дальше...
МАТЕМАТИКА – происходит от двух древних корней: *men- «думать, мыслить» и *dhе- «делать». Первый корень – тот же, что и в русских словах мудрый, мнение, (по)мнить; в латинском Mens «дух»; в санскритском महामति /махамати/ «умный». Второй корень *dhе- - тот же, что и в русском слове делать; в санскритском दधते /дадх/ «давать»; в английском do «делать». Сочетание двух древних корнесловных образов порождает единое представление о математике: «духовный поиск, упражнение для ума, умное делание». В современный мировой обиход этот термин пришел из древнегреческого языке, в котором однокоренные слова называли науку и ученика: μάθημα /матэма/ «наука», μαθητής /маситэс/ «ученик».
07.02.2018 23:50/читать дальше...
ПЕЙЗАЖ - восходит к основному древнему корню *pag- «соединять, укреплять». Дополнительный приставочный корень (суффикс) в германских и романских языках используется для образования имен существительных от глаголов, означая «делание». Таким образом, пейзаж корнесловно представляет собой «описание укрепления, огороженного забором», то есть изображение деревни или села, которые в древности ограждались вколоченными в землю кольями. Этимологически однокоренными с пейзаж являются латинское pagus «село, деревня», испанское país (паис) «страна». В русском языке однокоренным является слово поганый, ранее паганин «отличный от крестьян-христиан пришлый сельский житель-язычник, иностранец-нехристь».
06.02.2018 23:00/читать дальше...
СЧАСТЬЕ – происходит от трех древних корней: приставочного с/со- «единение, сочетание», основного *(s)kej- «рвать на части, резать» и дополнительного (суффикса) -ьj- «совокупность однородных частей». Единое корнесловное представление: «сочетание разорванного на части». В тексте Священного писания Ветхого и Нового Завета на славянском языке слово счастье отсутствует. Оно есть только в Синодальном (19 век) и в других более поздних переводах на современный русский язык. В этих переводах это слово используется как замена слова БЛАЖЕНСТВО. В древних текстах есть слова, производные от корня*(s)kej- , но с другими приставками и суффиксами: УЧАСТЬ, ЧАСТЬ, УЧАСТИЕ, ПРИЧАСТИЕ.
30.01.2018 21:47/читать дальше...
БОЛЬ – от древнего корня *bhel- «блекнуть, бледнеть». Однокоренные слова в русском языке: бледный, блеклый, белый. От боли люди бледнеют, кожа болеющего человека становится от боли обескровленной, более белой или черной, чем обычно. В чешском языке однокоренным является слово bol «печаль, скорбь». В английском – устаревшее слово bale /бэйл/ «несчастье, бедствие», а также современное black /блэк/ «черный». В Священном писании с древним корнем *bhel- и, следовательно, с болью, болезнью, бледностью и чернотой связано представление о смерти: «И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.
29.01.2018 08:17/читать дальше...
СЕСТРА – от двух древних корней: *swe- «свой» и *s(t)er- «женский род, помощник». Первый корень – тот же, что и в русском местоимении свой «свитый воедино»; в санскритском स्वसृ /сваср/ «сестра»; в английском sister /систер/ «сестра». От второго корня произшло санскритское слово स्त्री /стри/ «женщина» и, очевидно, этрусское Церес, ставшее именем древнеримской богини земного плодородия Цереры «матери-земли». От этого же корня произошло слово церемония «чествование жены-матери».
25.01.2018 19:37/читать дальше...
НЕРВ – сочетание основного древнего корня *neo- «пряду, сопрягаю» и двух дополнительных корней (суффиксов) -ръ «разделять, резать» и -въ «вить, вязать». Единое корнесловное представление: «сопряжение разделенного свитием воедино». В физиологии нервами называют тонкие волокна-нити, исходящие от головного и спинного мозга и сотканные воедино с другими тканями тела для связи организма с внешней средой через свои нервные окончания.
25.01.2018 08:31/читать дальше...
НРАВ – происходит от основного древнего корня *ner/nor- «человек, муж» и дополнительного (суффиксального) корня *vъ- «вязать, вить». Этимологически однокоренными и родственными нраву-норову являются латинское nervosus /нервозус/ «сильный, способный к сопротивлению»; древнегреческое ανηρ /анер/ «человек, воин»; санскритское नर /nara/ «мужчина, человек», осетинское нарт «богатырь». Корнесловно, нрав, или, в древнерусском варианте полногласного произношения, норов, представляет собой внутреннюю духовную силу владения собой, способность сдерживаться, обуздывать свои желания; управлять своими эмоциями, чувствами и душевными порывами.
23.01.2018 21:06/читать дальше...
КТО – от древнейшего основного корня *kwo/kwi- «вопросительное указание на определяемый предмет», и дополнительного (суффиксального) корня *tь «течь, ткать». От основного корня произошли очень многие вопросительные слова и местоимения в русском и во многих других языках. Слово означает указание на тот предмет, который надо причислить к той или иной чете – отнести к одному из известных родов вещей, определаить. Однокоренными с КТО в русском языке являются такие слова, как кой, какой, как, чей, качество; в английском: quality «качество», quantity «количество», who»кто», where «где», what «что»; в санскрите कतर /katara/ «кто?»; в латинском qui /кви/ «кто».
19.01.2018 00:00/читать дальше...
Страницы:
[
1
]
[
2
]
[
3
]
[
4
]
[
5
]
[
6
]
[
7
]
[
8
]
[
9
]
[
10
]
[
11
]
[
12
]
[
13
]
[
14
]
[
15
]
[
16
]
[
17
]
[
18
]
[
19
]
[
20
]
[
21
]
[
22
]
23
[
24
]
[
25
]
[
26
]
[
27
]
[
28
]
[
29
]
[
30
]
[
31
]
[
32
]
[
33
]
[
34
]
[
35
]
[
36
]
[
37
]
[
38
]
[
39
]
[
40
]
[
41
]
[
42
]
[
43
]
[
44
]
[
45
]
[
46
]
[
47
]
|