АКУСТИКА/АУДИРОВАНИЕ – от двух древних корней, воссозданных этимологами в виде 1) *heḱ- «острый» и 2) *hew- «воспринимать, слушать». Первый корень *heḱ- «острый» – тот же, что и латинском acuō /акуо/ «заострять, острить»; в древнегреческом ἀκίς /акис/ «острие стрелы или крючка». Русское выражение «навострить уши» указывает на древнее представление об остроте как условии хорошего восприятия речи на слух. От второго корня *hew- «воспринимать» произошли такие слова, как русские УХО «орган восприятия», ЯВЬ «то, что воспринимается органами чувств»; санскритское आविस् /авис/ «очевидно, кажется»; древнегреческое ἀκούω /акуо/ «слышать, слушать(ся)». От греческого евангельского ἀκούω, вероятно, и произошел современный международный термин АКУСТИКА. В ранней античности «акуо» мыслилось древними греками не только как «слышимое», но и как «очевидное», то есть доступное для восприятия всеми органами чувств: слухом, зрением, обонянием, осязанием и вкусом. Русские устойчивые словосочетания вроде «слышать запах», или «острый вкус» тоже указывают на древнее представление об АКУСТИКЕ как об остром восприятии предметов и явлений всеми органами чувств. Очевидно, слух в глубокой древности был основой мировосприятия, а острота слуха – главным условием выживания человека в дикой природе. Поэтому и главный орган чувственного мировосприятия древнего человека стали называть УХО.
08.06.2021 09:40/читать дальше...
ПСИХИКА – заимствовано из древнегреческого, где ψυχή /психе/ исконно означает «дыхание, дух, душа». Восходит к древнему корню, воссозданному этимологами в виде *bhes- «дуть». Учитывая, что суффикс (в переводе «дополнение») -к- исконно означает «совокупность», можно корнесловно определить ПСИХИКУ как совокупность «дуновений», то есть духовных веяний, движение которых наполняет внутренний мир человека мыслями, чувствами, переживаниями и всеми иными «психическими процессами». Вопрос «Чем дышит этот человек?» - это вопрос о состоянии ПСИХИКИ: о том, какие мысли, чувства взгляды и убеждения наполняют внутренний мир, владеют душой. На древней Византийской мозаике шестого века ψυχή /психе/ изображена в виде птицы между ветвями дерева. Является ли это дерево Древом жизни, или Древом познания?
02.06.2021 17:51/читать дальше...
СОСТРАДАНИЕ – словообразовательная «калька» с древнегреческого συμπάθεια /симпатия/. Состоит из приставочной части со-/сим- и основы -страдание/-патия. Приставочная часть русского слова восходит к древнему корню *sъ- «вместе». В греческой приставке сим- древний корень сохранился в более полной форме. Ученые-этимологи восстановили его в виде*som-/*sem- «тот же самый, тождественный». Также высказывают обоснованное мнение о ветвенном родстве приставки со-/сим- со словами, произошедшими от корня *ḱóm-/kon- «сочетание», такими как «коммуна», «комбинация», «концерт», «конференция». Заимствованное из греческого современное русское слово СИМПАТИЯ воспринимается в сейчас скорее как «сопереживание, сочувствие», чем «сострадание», хотя в современных словарях «сострадание» называют синонимом «симпатии». Основа СТРАДАНИЕ – та же, что и в сельскохозяйственном термине СТРАДА «пора трудной работы, связанной с посевом или уборкой урожая». Оба эти слова состоят из приставочной части съ- «вместе» и основы -трад-, которая восходит к переплетению двух древних корней: *der(h)- «тянуть, отрывать» и *trewd- «напряжение сил, порыв». От корня *der(h)- происходят еще такие русские слова. как ДЕРГАТЬ, ДРАТЬ. К корню *trewd- ученые относят слова ТРУД, УТРУЖДАТЬ. Сочетание образов «тянуть» и «напрягать силы» порождает единое представление о СТРАДАНИИ как о напряжении сил в попытке вытянуть на своих плечах тяжелую ношу: «рвать жилы».
31.05.2021 21:17/читать дальше...
ПСЕВДО- современное заимствование из греческого: ψεύδω /псевдо/ «лгу, обманываю, ввожу в заблуждение». Происходит от двух древних корней, воссозданных этимологами в виде 1) *bʰes- «ветер» и 2) -*dʰews- «кажущийся дух, привидение». Сочетание двух корнесловных образов «ветер» и «кажущийся дух» порождает единое представление о ПСЕВДО-: кажущаяся чем-то существенным надутая пустота; надувадетельство и обман. К этому корнесловному представлению восходят такие русские слова, как надул в значении «обманул», надмение – состояние человека, «надувающего щеки» или, буквально, наполняющего свой внутренний мир дымом; ветер в голове «легкомыслие и пренебрежение истинной сутью вещей»; торговать воздухом «выдавать пустоту за ценность»; дутый «пустой, никчемный».
31.05.2021 21:04/читать дальше...
КРОТКИЙ – Кро́ткий. Общеслав. Суф. производное (суф. -ък- > -к-) от krotiti «укрощать, давать укорот». В диалектах еще сохранилось одно из древних значений«кастрировать». Того же корня *kъr-/kьr-, что укрощать, корнать, короткий. Важно учитывать украинский глагол корня́ти «колоть, бить, рубить» и болгарский ко́рнувам «выдираю». Эти слова указывают на близкое «ветвенное» родство КРОТКИЙ с КОРЕНЬ и КРОНА. Когда дерево выкорчевывают, то есть выдирают с корнем, его крону и корни обрезают: укорачивают, придавая ему нужную форму бревна. Важно также видеть родство КРОТКОГО со словом ПОКОРНЫЙ, корнесловно «смирившийся после укорота-обрезания». Краткий гласный /ъ/ в корне *kъr- может также проявиться как /у/: КУРНОСЫЙ – однокоренное с КОРНОУХИЙ и КРОТКИЙ. Образ укорота, резания по живому проявляется также в санскритском слове क्रूर /крура/ «рана».
22.03.2021 22:48/читать дальше...
ВОЛК – Согласно данным современной этимологии, первоисточником этого слова является индоевропейская основа с лексическим значением «тащить». Ученые воссоздали эту основу в виде *wĺ̥kʷos «увлекающий, волокущий». Есть также начное предположение о том, что эта основа восходит к более простому древнему корню *welh- «рвать, терзать». ВОЛК корнесловно представляет собой хищника (вора), уволакивающего и разрывающего на части домашний скот. В русской культурной традиции домашними животными, которых ВОЛК ворует, уволакивает в лес и поглощает, являются, прежде всех, овцы и козлята («Волки и овцы», «Волк и семеро козлят»). Этимологически однокоренными и родственными слову ВОЛК некоторые ученые обоснованно считают санскритское वृक /vṛ́ka/ «»; древнегреческое λύκος /ликос/ (→ *lúkʷos→*wĺ̥kʷos); латинские lupus /люпус/ «волк» и, что особо интересно, Vulcānus «Вулкан» (языческое божество-кузнец). Предположение о вулкане вызывает интерес потому, что этот мифологический кузнец ковал ковы, то есть был наиболее коварен из всех, кто входил в окружение Юпитера.
22.02.2021 22:55/читать дальше...
ОВЦА – происходит от того же древнего корня, что и старославянское овен — «баран». Родственно санскритскому अवि /ávi/ «овца; шерсть для процеживания сомы», литовскому avis, испанскому oveja, латинскому ovis, древнегреческому ὄϊς /оис/ (все означают «овца»). Все эти слова разных языков восходят к единому древнейшему праязыковому (единому для всех языков) корню, который этимологи воссоздали в виде *hew- «одевать, давать одежду». Соответственно, различают два древнейших праязыковых слова, восходящих к *hew-: *héwis /хевис/ «одетая в перья; курица (по-английски hen /хен/)» и *hówis /ховис/ «одевающая других своей шерстью – ОВЦА». Суффикс -цъ- в русском слове ОВЦА – тот же, что и в дверЦа, крупиЦа. Он указывает на женский род и малый размер. Малая овца может одеть своей шерстью многих людей. К корню *hew- «одевать, давать одежду», по-моему, восходит еще одно древнее слово, содержащее коренной образ «одевать»: ХИТОН, буквально «одежда из хлопка, льна». «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды (в греческом исходном тексте χιτῶνας /хитонас/) кожаные и одел их» (Бытие, 3:21). Овцы, в отличие от баранов, как известно, во время стрижки стоят смирно и кротко. Эти же свойства, кротость и смирение, они проявляют и по отношению к своим пастухам – пастырям.
22.02.2021 22:06/читать дальше...
КЛЕТКА – маленькая КЛЕТЬ. Слово происходит от древнего корня *ḱel- «крыть, скрывать», того же, что и древнегреческие κλισία /клисиа/ «хижина, палатка», κλίνω /клино/ «наклонять, склонять, спрягать»; санскритское शर्मन् /зáрман/ «убежище»; латинское cella /целла/ «маленькая комната; хижина; алтарное помещение в храме»; английское cell /сэл/ «клетка». Как и комната в доме, или хижина в деревне, каждая клетка нашего организма только кажется обособленной и независимой. В клетках тоже есть свои двери-мембраны для впуска гостей и выхода жильцов. Есть в них и «окна» в стенках, и свои сети коммуникаций, обеспечивающие как взаимосвязь с другими органами в живом организме, так и теплоснабжение, энергоснабжение и очищение от отходов жизнедеятельности.
18.10.2020 20:23/читать дальше...
ЯДРО – славянское ѩдро «плод», в котором ѩ (йотированный носовой звук «юс малый»), некоторые этимологи связывают с образом «внутренний» - как в слове НЕДРА. Сочетание образов «внутренний» и «плод» порождает представление о ЯДРЕ как о внутреннем плоде – сердцевине, подобно ядру ореха. В древнегреческом языке родственным ученые считают слово ἁδρός /адрόс/ «полный, обильный, насыщенный», восходящее к древнему корню *seh- «исполнять, делать полным». К этому корню возводят также русское слово СЫТЫЙ. Если предположение ученых о родстве ἁδρός и ЯДРО верно, то *seh- «полный, сытый» является основой и слова ЯДРО. Действительно, в ЯДРАХ орехов, семян и других плодов земных содержится вся полнота микроэлементов, энергетических зарядов и программ, необходимых для роста из земли нового большого растения. В международной терминологии для обозначения ЯДРА атома, или живой клетки используется латинское слово нуклеос, происходящее от nux /нукс/ «орех, ядро ореха», как в однокоренном английском nut /нат/ «орех». Традиционно в разных языках, особенно в языках Востока с ЯДРОМ связывают образ крепости – «крепкий орешек». В санскрите родственными ЯДРУ является слово सिन्दूर/синдура/ «дуб» - символ Мирового дерева, Древа жизни, крепости, силы и здоровья у древних ариев и славян. «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Книга Бытия, 2:8-9). Можно ли назвать ЯДРО «внутренним Древом жизни»? – думаю, такое определение будет наиболее точным. Внутри ядра живой клетки содержится все, что необходимо для зарождения и развития жизни нового организма, а внутри ядра каждого атома – доступ к источнику ядерной энергии, порождающей новые и уничтожающей отжившие небесные тела – планеты или звезды. В Новом Завете новым Древом Жизни, сердечным центром и ЯДРОМ Вселенной стал Крест Воскресения Христова: «ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.
18.10.2020 19:21/читать дальше...
СЕМЬ – происходит от тех же древних корней, что и СЕНТЯБРЬ «седьмой месяц» (по латинскому календарю, в котором первым был месяц март, посвященный Марсу). В этимологических словарях нет сведений или предположений о происхождении этого слова. По-моему, оно восходит к трем древним корням: 1) *seh- «насаждать в почву» - тот же корень, что и в русских словах СЕЯТЬ, СЕМЯ; в латинском имени греческого божества земледелия Кроноса – Сатурна; 2) *deh- «раздваивать, делить (надвое)» - тот же корень, что и в русских ДЕЛИТЬ, ДВА; 3) *men- «действовать силой духа» - тот же, что и в словах МНИТЬ, МЕНТАЛЬНЫЙ, МЫСЛЬ. Сочетание трех древних корней порождает представление о СЕМИ (ранее СЕДЬМИ) как о духовной сути и силе, посеянной в земную почву после ее раскрытия (вспахивания) силой мысли. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли» (Книга Бытия, 2:2-6). В Ветхом Завете со святым словом СЕДЬМОЙ, СЕДМИЦА связана Божья Заповедь о посеве и жатве, то есть о земледелии, суть которого скрыта в древних корнях*seh- «сеять в почву», *deh- «раздваивать, делить (пахать)», *men- «устремлять свой дух, (по)мнить»: «Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы. И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года» (Книга Исхода, 34:21-22). В СЕДМИЦЕ дух обретает покой после делания. Пребывая в покое в нынешний Седьмой День творения, (почить и покой – однокоренные слова), Бог велит возделывать землю воплощенному в этот День человеку, который лишил себя покоя, познав зло грехопадения: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Книга Бытия, 3:17-23). Практический смысл Заповеди освящения седьмого дня, данной в Ветхом Завете Моисею, Бог объяснил в Новом Завете в виде евангельской притчи о добром семени и плевелах. Господь посеял добрые семена жизни в Шестой день Творения, чтобы они проросли и начали приносить плоды в Седьмой день, а враг человека разбросал среди воплощенных добрых посевов этого дня семена лжи и познания зла - плевелы. Запрет ангелам выпалывать плевелы, то есть возделывать землю, отделяя зерна от плевел в СЕДЬМОЙ день до Второго пришествия Божия, связан с желанием Отца Небесного защитить каждый колосок доброй пшеницы от случайного выпалывания.
16.10.2020 09:07/читать дальше...
Страницы:
[
1
]
[
2
]
[
3
]
[
4
]
[
5
]
[
6
]
[
7
]
8
[
9
]
[
10
]
[
11
]
[
12
]
[
13
]
[
14
]
[
15
]
[
16
]
[
17
]
[
18
]
[
19
]
[
20
]
[
21
]
[
22
]
[
23
]
[
24
]
[
25
]
[
26
]
[
27
]
[
28
]
[
29
]
[
30
]
[
31
]
[
32
]
[
33
]
[
34
]
[
35
]
[
36
]
[
37
]
[
38
]
[
39
]
[
40
]
[
41
]
[
42
]
[
43
]
[
44
]
[
45
]
[
46
]
[
47
]
|